Героизм – это сердце, открытое для такого поступка, на который решиться далеко не каждый человек и, зачастую, он связан с риском для жизни и здоровья человека. Героизм определяется степенью риска, чем отважнее совершенный поступок, тем больше доблести достоин отважный герой. НО поступки достойные героизма бывают разные по масштабу: от залезшего на дерево маленького котенка до освобождения сотен людей из заложников. Каждый человек, совершающий хороший поступок, может считать себя героем, ведь доброе сердце – удел храбрых и отважных людей.
Пришвин оставил нам множество рассказов, повестей, очерков о природе. Все эти произведения объединены взглядом писателя, человека с открытой и гордой душой. Любовь к природе и человеку ярко выражена в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”.
Начало этого произведения напоминает сказку: “В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей”. С первых строк читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. Вот перед нами Настя и Митраша. “Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки”. Митраша был маленький, но плотный, “мужичок в мешочке”, улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
Крестьянское хозяйство досталось детям после смерти отца и матери: это изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась жен-скими домашними делами: “с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи”. На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. “Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы”. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.
Вот как-то раз решили они пойти в лес за клюквой. “Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью”. Ребята знают, что есть такое место, называется оно палестинка, — она “вся красная, как кровь, от одной только клюквы”.
Настя и Митраша решили пойти в лес. Берут они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную “тулку”, сумку с компасом. Зачем же ему компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. “Мужичок в мешочке” хорошо помнит отцовские слова: “В лесу эта стрелка тебе добрей матери: ...небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад— ошибешься, заблудишься...”.
Дети не знают, что им предстоит столкнуться с природной стихией и воочию увидеть Блудово болото. Вот, пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. “Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания”. О Блудовом болоте ходила легенда, что “лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня...” С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа... Вот дети отдохнули и решили идти дальше.
Но не тут-то было! “Довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой”. Что делать? Митраша пошел по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. “Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок”. Даже волк в это время вылез из своего логова: “Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл.
В центре работы с десятиклассниками на уроках по изучению творчества Пушкина -- обобщение ранее изученного, обогащение ведущих тем его поэзии новыми фактами, размышлениями, повторение романа "Евгений Онегин", изучение поэмы "Медный всадник", а в гуманитарных классах и драматических произведений "Борис Годунов", "Маленькие трагедии", а также подготовка к письменным работам.
Приступая к изучению темы "А. С. Пушкин", учитель ориентирует школьников на повторение сведений о поэте, полученных в основной школе. Задача педагога -- найти "золотую середину" между сухими фактами биографии поэта, которые легко отразить в хронологической таблице, и ярким, запоминающимся рассказом о наиболее интересных страницах его жизни и творчества. Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Го.го.ля: "Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет". Эти слова современные школьники воспринимают с иронией. Ведь надежды Гоголя на то, что через 200 лет в России, может быть, родятся новые Пушкины, вряд ли оправдались.
Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов:
Основные периоды жизни
и творчества Пушкина
Характерные
черты периода
Наиболее значительные произведения, созданные в этот период
Лицейский период (1813--1916 гг.)
Петербургский период (1817--1820 гг.)
Период южной ссылки (1820--1824 гг.)
Период ссылки в Михайловское
(1824--1826 гг.)
Творчество II половины 20-х годов. (1826--1830 гг.)
Творчество периода Болдинской осени (1830 г.)
Творчество 30-х годов (1831--1836 гг.)
Думается, что рассказ о личности и судьбе поэта будет скупым и однообразным, если оторвать факты его биографии от фактов творчества, потому что жизнь поэта неотделима от созданных им произведений. Но учащиеся должны усвоить идейно-эсте.ти.ческие позиции Пушкина в каждый период его поэтической жизни, четко представлять себе, какие произведения являются характерными для каждого этапа, как эволюционировали в творчестве Пушкина ведущие темы его лирики.
На первом уроке можно заполнить хронологическую таблицу, записав в нее характерные черты и наиболее значительные произведения каждого периода. В лекцию учителя могут быть включены сообщения учащихся, которые обобщить ранее изученное, восстановить в памяти важные факты биографии и творчества поэта. Кроме того, учащиеся могут письменно оформить тексты сообщений по отдельным периодам жизни поэта.
Примерная тематика сообщений учащихся
1. Детские годы Пушкина.
1. Лицейская лирика поэта.
2. Петербургский период творчества.
3. Адресаты любовной лирики Пушкина.
Для этой работы могут быть использованы книги о жизни и творчестве Пушкина:
1. Ю. Лотман. Александр Сергеевич Пушкин.
2. Б. Мейлах. Жизнь Александра Пушкина.
3. С. Петров. А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества.
4. Б. Бурсов. Судьба Пушкина.
5. Л. Гроссман. Пушкин. (Серия ЖЗЛ).
6. Ю. Тынянов. Пушкин.
7. А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Под ред. В. И. Коровина.
Домашнее воспитание Пушкина было обычным для дворянских семей того времени. Родители мало занимались воспитанием детей, приглашая гувернанток и гувернеров, которые растили юных дворян на французский манер. Вероятно поэтому для Пушкина-мальчика более яркими впечатлениями было общение с бабушкой Марией Алексеевной, няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым, которые преподали ему первые уроки русской речи и русской культуры.
Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения ("Воспоминания в Царском Селе"), политические мотивы, протест против крепостничества ("Лицинию"), вольнолюбивые и сатирические мотивы ("Городок"), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начитает звучать тема смерти ("Моя эпитафия", "Завещание", "Элегия", "Желание), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.