Суворов – гениальный русский полководец. Он прославился тем, что устраивал феноменальную логистику для своих войск, вовремя снабжая их провиантом, тем самым добиваясь того, что его солдаты никогда не сражались на пустой желудок, что повышало их боевой дух. В минуту трудности они жертвовали своими желаниями ради такого заботливого командира, платя храбростью за хорошее отношение. Суворов одержал победы во многих боях над превосходящим в несколько раз противников. Его девиз: «Воевать не числом, а умением».
Эзоп – древнегреческий баснописец 6 века до нашей эры. ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен. в многочисленных рукописях 10 – 15 веков сохранились свыше 300 басен с краткими “моралями”.персонажи, главным образом животные, откровенно условны. повествование сжато и прямолинейно. язык прост и близок к разговорному. а примере басни "волк и ягнёнок": басня эзопа басня крылова прозаическая поэтическая структура одинакова композиция эзоп: сюжетная часть мораль - нейтральные -конфликт зла и справедливости крылов: мораль сюжетная часть - эмоциональные конфликт неравенства: власти и зависимости эзоп использует нейтральные глаголы и существительные: “начал попрекать”, “сказал”, “ответил”, ит. д. крылов использует глаголы и существительные, содержащие яркую эмоциональную оценку персонажей: “как смеешь ты, наглец”, “нечистым рылом”, “голову с тебя сорву”, “когда светлейший волк позволит”, “и гневаться напрасно он изволит”, и т. д. лягушки, просящие царя название басни (1809) и. а. крылова (1768—1844). сюжет баснописец заимствовал из одноименной басни жана лафонтена, который, в свою очередь, взял его у легендарного баснописца древней греции эзопа (vi в. до н. э.) . начало басни и. с. крылова: лягушкам стало неугодно правление народно, и показалось им совсем не благородно без службы и на воле жить. чтоб горю пособить, то стали у богов царя они просить. у эзопа: сначала юпитер послал лягушкам обыкновенное бревно – «осиновый чурбан» , но через три дня лягушки в нем разочаровались, поскольку это царь был совсем не грозен — «терпит всё по милости своей» . и они направили на олимп новое «челобитье» , чтоб им юпитер в их болотную державу дал подлинно царя на славу! молитвам теплым их внемля, послал юпитер к ним на царство журавля. царь этот не чурбан, совсем иного нрава: не любит народа своего; он виноватых ест, а на суде его нет правых никого; с утра до вечера их царь по царству ходит и всякого, кого ни встретит он, тотчас засудит и проглотит.. цитируется как ироническая характеристика тех, кто ждет, чтобы все общественные проблемы были решены какой-либо внешней силой, кто ждет «твердой руки» , «доброго царя» . может служить отчасти аналогом некрасовской строки - вот приедет барин — барин нас рассудит.
Повести предпослан эпиграф — неточная цитата из стихотворения и. с. тургенева «цветок» : «…иль был он создан для того, / чтобы побыть хотя мгновенье / в соседстве сердца » в журнальном варианте имелось посвящение поэту а. н. плещееву. произведение состоит из четырёх глав-ночей (ночь первая. ночь вторая…) , вставного небольшого рассказа « настеньки» и завершается главкой-заключением «утро» . герой повести, молодой бедный совершенно одинокий человек, который уже восемь лет живёт в петербурге, но так и не нажил знакомых. он поэт по натуре, мечтатель, он способен, как ему кажется, быть счастливым и в одиночестве, но… так хочется порой поделиться с кем-нибудь своими радостями и горестями! однажды, возвращаясь поздно вечером после загородной прогулки домой, в свой закоптелый угол, мечтатель видит стоящую у перил канала девушку. никогда не решился бы он подойти к ней (а так хотелось-мечталось! ) , если б не случай: прохожий нетрезвый господин проявил к девушке недвусмысленное внимание, мечтатель бросается на защиту… и вот, так случайно познакомившись, мечтатель и настенька ещё в течение трёх вечеров встречаются, общаются, исповедуются друг перед другом и — расстаются. дело в том, что у настеньки есть жених, который год назад уехал по делам в москву, обещав ровно через год вернуться и жениться на настеньке. и вот, как ей стало известно, жених уже три дня в петербурге, но вестей о себе не подаёт. мечтателю и выпадает роль конфидента и утешителя бедной девушки. он, разумеется, влюбляется в настеньку всем сердцем, но даже и мечтать боится о взаимности, хотя и видит, что она с ним чрезвычайно ласкова… увы, пропавший было жених объявляется, счастливая настенька кидается ему в объятия, а бедный мечтатель остаётся в своём углу опять со своим неизбывным одиночеством, грёзами и чýдными воспоминаниями об этих нескольких белых ночах. он счастлив воспоминаниями, он и благословляет настеньку за дарованное ею счастье: «да будет ясно твоё небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, сердцу! боже мой! целая минута блаженства! да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь » «белые ночи» достоевский написал в сентябре-ноябре 1848 г. произведение это стоит несколько особняком в его творчестве. по светлости и поэтичности тона его можно сопоставить, разве что, только с рассказом «маленький герой» («детская сказка») , который писатель позже создаст-напишет в заключении. по существу это — поэма, большое стихотворение в прозе, посвящённое теме мечтательства как образа жизни, как способа существования и выживания. герои-мечтатели появляются уже в первом же произведении писателя, та же варенька добросёлова, к примеру, так сама себя характеризует: «я была слишком мечтательна… » чуть позже, в фельетоне «петербургская летопись» (1847), достоевский обозначит эту одну из самых кардинальных тем и этот один из самых главных типов во всём его последующем творчестве так: «в характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных мало- зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем» . впоследствии мечтателями станут и неточка незванова, и иван петрович, и подпольный человек, и игрок, и раскольников, и князь мышкин, и многие, многие другие герои в мире достоевского. уже современники писателя оценили «белые ночи» практически единодушно высоко. такие авторитетные критики, как а. в. дружинин (с, 1849, № 1), с. с. дудышкин (оз, 1849, № 1), а. а. григорьев (рсл, 1859. № 5), е. тур (« речь» , 1861, № 89) и ряд других особо подчёркивали, что это лучшее произведение в за весь 1848-й год.