Как часто родители в безграничном умилении своим чадом упускают из вида, что оно уже выросло, и тем самым могут изрядно подпортить жизнь и самооценку подростку, который и без того мечется между неминуемыми желаниями быть уникальным и быть как все. История польской девочки Целестины в этом плане показательна и любопытна.
Целестина - самая обычная старшеклассница в самой обычной школе, на нее не обрушились супер вампиры и Токийская телебашня, чему можно только порадоваться, ведь книга была написана без малого 40 лет назад.
Помыслы девочки вполне стандартны: не отставать по учебе больше дозволенного, хорошо одеваться, красить глазки и чтобы особи мужского пола как-нибудь прикольно реагировали. Но желания редко соответствуют реальности. Старшая сестра Цеси оттянула на себя и мужское внимание, и соответствующее отношение родственников, что и неудивительно - студентка творческой профессии, внешность роковой женщины, богемные знакомства. Рядом с ней бледная немочь и покорный характер Целестины смотрелись не очень грандиозно, что и породило репутацию домашней няшки, всегда пушистой и безотказной. В магазин сбегать - Цеся, посуду помыть - Цеся, с ребенком возиться - угадаете, кто?
Но ведь социализация не стоит на месте, приходится одноклассников в гости водить, а те сталкиваются со всей этой непринужденностью, домашними прозвищами и очередными намеками на безотказность, что незаметно побуждает друзей ездить на Целестине таким же макаром, как и родня. Как при такой самооценке строить личную жизнь - уму непостижимо.
К счастью, эта книга не только о любовных переживаниях глупой школьницы, и не только потому что Целестина вовсе не глупа. У нее совершенно потрясающая семья и квартира безумной планировки. Вы можете представить себе семейство, в котором живут сразу несколько поколений, плюс боковые родственники, плюс дети, плюс друзья-подселенцы? А если учесть, что отец помешан на физике, мать из жилища устроила скульптурную мастерскую, дедушка блещет своеобразием характера, племяш таскает отовсюду мышей, какие-то младенцы рождаются и Целестина вынуждена это терпеть каждый день и водить в сей хаос подшефных одноклассниц, то картина складывается и вовсе на редкость хтоническая. Хотя нет, расслабьтесь, это только на словах так страшно, на деле же это совершенно умилительная семейка, веселая и дружная, а то что безумная слегка - так достоинства их на этом не кончаются. Сохранить остатки рассудка в этой обстановке лишь чувство юмора, и оно же позволит Целестине в один совсем не прекрасный день по-новому взглянуть на свою жизнь. А ведь всё не так плохо, как казалось, а значит, пляшем дальше.
Очень веселая книга о жизнерадостных людях, девчачьих мозгах и кардинальных решения всех проблем =)
И Данко, и Ларра — те самые исключительные люди. Они схожи в своей душевной силе, свободе мысли, широте взглядов, несгибаемой воле и уверенности в себе. Но одно кардинально их отличает: все эти качества Ларра использует на благо себе, а Данко — на благо людям. И один этот «вектор направленности» человека превращает Данко и Ларру в антиподов. Ларра в своей ослепляющей гордыне презирает весь мир, ставит свою волю и свои желания превыше любого закона, считает, что вправе решать даже то, жить ли человеку или умереть. Он свободен! Он всемогущ! Он велик!.. Но автор показывает, как убийственна такая исключительность. На презрение к народу народ ответит тем же, а не нашедшая успокоения душа вечно будет страдать и метаться.
Именно благодаря художественному приему противопоставления образ Данко на фоне Ларры вызывает еще большее восхищение. Несмотря на недоверие и даже обвинения ведомых им сквозь чащу людей, он жертвует своею жизнью ради их Несмотря на свою фантастичность, образ вынутого из груди пылающего сердца как нельзя более точно характеризует всеобъемлющую любовь героя легенды к народу. В легенде о Данко можно угадать настроение и ожидание самого Горького: он жаждет прихода такого преданного народу человека, который выведет его из темноты «леса», такими мрачными красками описанного автором: в этом аллегорическом лесу «так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Как похоже это на сгустившийся над Родиной писателя мрак!
Смысл противопоставления Ларры и Данко состоит в том, чтобы подчеркнуть: наличие у человека огромных воли, таланта и других качеств, которые выделяют его из толпы, делают, в некотором роде, сверхчеловеком, — еще не гарантия того, что этот человек хорош. Без правильного устремления, без любви и моральности эти сверхчеловеческие качества становятся демоническими. Поэтому задача общества — не только развивать и ум человека, но и учить его быть любящим, бескорыстным и жертвенным.