Тем самым летописец весьма самокритично относится к себе, в то время как восхваляет Александра Невского, показывая его величию, силу и могущество. Он был также и добрым и великодушным, отпустил многих пленных. Человеком он был религиозным, молился Господу, когда стало известно что на них нападут. И не потому, что не верил в себя, что не надеялся на силы свои, а все потому, что человеком он религиозным был. По представлению летописца - идеальный князь.
Жили два брата: один = бедный, другой - богатый. Как-то не дал богатый бедному хомут, и бедный прицепил дровни к хвосту лошади, у которой потом хвост оторвался. Богач пошел в суд. Остановился у попа, но есть ему не дали, а он упал с палатей и задавил ребенка. Бедный от отчаяния решил покончить с собой, но убил при падении старичка. Бедный завернул в тряпочку тяжелый камень. Судья Шемяка сказал его брату, чтобы он ждал, когда у лошади хвост вырастет. Попу приказал отдать попадью до рождения нового ребенка. А сыну убиенного посоветовал броситься с моста и задавить бедняка. После такого суда и поп, и богач, и сын своего отца откупились от находчивого крестьянина. Потом пришел к бедняку судьи и спросил, что было в свертке, на что крестьянин ответил, что это- камень, которым мог бы он убить Шемяку, если бы тот провел суд не в его пользу.
Р. Погодин написал историю про мальчика Павлуху, лет 13-ти, который стремиться устроиться на работу и посодействовать маме прокормить еще 2-ухдеток. Из-за возраста его никто на работу не берет. Но в приграничном поселке он повстречал экскаваторщика Романа Панкевича, который был " обязан " старику ему жизнь в войну, и геодезиста Виктора Николаевича, задолжавшего младшему собственному сыну, сидевшему в тюрьме. Они бралиего на работу, устроили в общежитие. Павлуха выручает жизнь своемуначальнику. В качестве признательности мальчик дарует свои сапоги Роману, а первые заработанные средства дает матери. Главная мысль рассказа в том, что все мы кому-то обязаны, и должныдержатьвголове об этом всю жизнь, пытаясь долями возвратить долг пусть ииным уже людям, чтобы вереница добра не оборвалась.