В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Центральное место в поэме «Мертвые души» занимает Чичиков Павел Иванович, вокруг которого и разворачиваются все действия произведения. Он приезжает в город N, где знакомится со всеми здешними чиновниками, а после отправляется к ним, чтобы купить мертвые души.
Сначала Чичиков отправляется к Манилову, где с легкостью совершает свою авантюру. Купив души, Павел Иванович едет к Собакевичу, но из – за непогоды случайно попадает к Коробочке.
Коробочка Настасья Петровна – вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Это женщина пожилых лет, главная черта ее характера – мелочная бережливость. Несмотря на то, что Коробочка на редкость туго соображает, она довольно деловита, знает, как торговать, и боится продешевить. В своей жизни Настасья Петровна стремится пополнить свое богатство и извлечь из всего пользу.
Подтверждением всего этого является эпизод с мертвыми душами. Она спокойно торгует мертвыми крестьянами, как продает другие предметы хозяйства. Для нее нет разницы, чем торговать, лишь бы извлечь из этого прибыль. В предложении Чичикова продать мертвые души Коробочку пугает только цена, она боится, что он обманет ее, мало заплатит.
Но у Чичикова есть такая черта характера, как многосторонность: он умеет находить свой особый подход к каждому человеку, в котором заинтересован. Павел Иванович очень легко меняет свои манеры поведения, чтобы выгодно использовать расположения людей, но при этом он никогда не забывает о своих целях. Именно эта черта его характера и ему договориться с Коробочкой о продаже мертвых душ.
Совершив сделку, Чичиков уезжает к следующему «продавцу» мертвых душ.
И каким будет это напоминание: полезным или нет, никто заранее не знает.
Хотелось бы, конечно, чтобы полезным, но для этого надо или не забывать или, что правильнее во всех отношениях, строить будущее из и настоящего!
Но всегда ли мы готовы строить настоящее из а будущее из и настоящего? Нет, далеко не всегда и далеко не каждый.
Если бы мы "оглядывались" на соизмеряя его с настоящим, учитывали и применяли то не было бы для нас многое из настоящего, да и, несомненно, в будущем, "неожиданным". Столкнувшись с этим, анализирующий ситуацию человек, игнорировавший в настоящем, и и настоящее в будущем, начинает понимать, что это "неожиданное" и вовсе не такое уж "неожиданное". А вполне закономерное и допустимо ожидаемое.
И это игнорирование и настоящего происходит в большинстве случаев, несмотря на то, что человек сохраняет веру в лучшее. Веру, реализовать которую, без учета в настоящем, и и настоящего в будущем невозможно.
Так, почему же такое происходит? Только ли потому, что человек не привык предварительно обстоятельно анализировать, "силен задним умом" или все-таки многое зависит от морально-психологического настроя человека? Морально-психологического настроя, находящего свое воплощение посредством выбираемого человеком собственного волеизъявления в его практической, главным образом созидательной деятельности.
А может быть такое происходит потому, что не человек не привык, а его не приучили предварительно обстоятельно анализировать, не воспринимать все за "чистую монету". Не воспитали у него "врожденную" привычку, прежде чем что-то сделать, обстоятельно все "взвесить". И только поняв и осознав (именно поняв и осознав!) , приступить к действиям?
Если бы все было "чистой монетой", не было бы тех "неожиданностей", столкнувшись с которыми, анализирующий ситуацию человек, игнорировавший в настоящем, и и настоящее в будущем, начинает понимать, что эти "неожиданности" и вовсе не такие уж "неожиданные", а вполне закономерные и допустимо ожидаемые.