Писатель К. Паустовский описывает воробья Пашку отважным, независимым, стремительным, привлекательным, ловким, благодарным.
Рассмотрим на примерах.
Автор симпатизирует Пашке. Описывая воробья, он употребляет уменьшительно-ласкательные слова:
"Маленький растрепанный воробей по имени Пашка".
"…как маленький пушистый снаряд".
Автор сочувствует ему, потому что Пашка с трудом добывал пищу, часто голодал:
"... он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели". "Она стукнула Пашку клювом по голове".
"Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым".
"Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода".
Но воробей умел быть благодарным за добро:
"...соображал, чем бы Машу отблагодарить".
"...воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет".
Знаменитая комедия Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" оказала огромнейшее влияние на российское общество того времени. Драматург привлек внимание общественности к таким проблемам общества, как порочность крепостничества как явления и отсутствие должного воспитания у многих молодых дворян. В образах отрицательных персонажей Фонвизин показал черты, которые ему были отвратительны в провинциальном дворянстве - глупость, самодовольство и воинствующее невежество.
Чета Простаковых и Скотинин - помещики. Они владеют живыми людьми - своими крепостными. Однако, глядя на грубых, глупых и ужасающе невежественных людей, зритель комедии задавался вопросом: как избежать вреда, который непременно принесет деятельность таких простаковых и скотининых - и какими вырастет новое поколение таких дворян? Ведь и читатель, и зритель фонвизинской комедии отдавал себе отчет в том, что образы семьи Простаковых и Скотинина, к сожалению, типичны.
"Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры" - писал В. Г. Белинский об отрицательных персонажах этой комедии.
Есть в "Недоросле" и положительные герои- помещики. Например, Правдин, который в финале пьесы наказывает "злонравие" Простаковых. Однако зритель - современник Фонвизина не строил иллюзий на этот счет: он точно знал, что на всех простаковых правдиных не напасешься...