безусловно рассказ а.п.чехова "тоска" нужно считать актуальным для нашего времени так,как именно сейчас, именно в это нелёгкое время остаётся очень много одиноких стариков. этот рассказ даёт нам понять, что творится на душе у человека, который прожил свою жизнь и у которого больше нет развлечения, кроме как его воспоминания. воспоминания - они делают нашу жизнь более восприимчивой,более чувственной,более сердечной. то что мы помним заставляет нас посмеяться,а в каких-то моментах даже и заплакать. люди у которых нет чувст жалости и сострадания к ближнему, являются несчастными людьми. этот рассказ воспитывает нравственность в молодых людях, которые знакомятся с этим произведением.
Самого же Михаила Васильевича, кроме того, привлекали демократизм и энергичность правителя — этого «многотрудившегося российского Геркулеса»: «Он бог, он бог твой был, Россия», -и он настойчиво внушал и терпеливо разъяснял российским самодержцам необходимость продолжить и завершить начатые Петром преобразования.
Неутомимый труженик, «строитель, плаватель, в морях герой», находившийся в народной гуще «между бесчисленным народа множеством», «приемлющий» «тую же пищу», что и его солдаты, всегда «в поте, в пыли, в дыму, в пламени» - таков Петр у Ломоносова. Все это достаточно убедительно подтверждает мысль о том, что «русское просветительство создало свой вариант идеального правителя — вместо философа на троне — работник, труженик на троне». К тому же не лишены основания и утверждения ряда исследователей, считавших, что в ломоносовском Петре нашла своеобразное преломление вера крестьянских масс в «доброго царя».
Михаил Васильевич идеализировал личность правителя: он ни разу не сказал о том, какими тяготами легли петровские реформы на плечи народа. Но надо полагать, что отношение Ломоносова к Петру I было искренним, иначе трудно объяснить появление таких проникнутых подлинной скорбью стихов, в которых описывалось горе «россов» после смерти правителя:
Земля казалася пуста;
Взглянуть на небо - не сияет,
Взглянуть на реки — не текут,
И гор высокость оседает;
Натуры всей пресекся труд.