Xviii века прошла большой путь в своем развитии: от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещенного монарха до интимных переживаний человека (естественно, дворянина). начало xviii века было бурным для россии. создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. люди петровских времен чувствовали свою причастность к событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. ушла в прошлое боярская россия, с петром i пришло в государство подражание европейским обычаям, а вместе с ними, и европейским идеалам. хлынул в страну поток привлекаемых государем иностранных специалистов. классицизм появился и начал свое развитие под воздействием эпохи просвещения. поскольку в стране процветал культ науки, разума, просвещения, то и в главным героем является просвещенный монарх или идеальный гражданин, который разделяет идеи петра. идеалы классицизма - стройный порядок и гармония, воплощенные в определенной иерархии. воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами-классицистами. они славили превосходство государственного над личным, разума- над чувствами, порядка - над хаосом, цивилизации - над природой. иерархичность проявилась и в самой . классицизм резко разделил ее жанры. гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более "низким" жанрам. естественно, что каждый жанр имел свой "набор" стилистических средств. такое разделение на жанры имело большое прогрессивное значение, поскольку позволяло отражать разнообразные явления жизни. оды писались книжной лексикой с использованием старославянизмов, элегии - с определенным числом церковнославянской лексики и разговорной, басни и комедии - просторечиями (согласно теории "трех штилей" м.в. ломоносова). не меньшее значение для развития языка имела и реформа отечественного стихосложения, которая позволила приблизить стих к разговорной речи. (подробно об этой реформе читайте в материалах, посвященных в.к.тредиаковскому и м.в. ломоносову). но шло время. менялись правители. все дальше и дальше уходили петровские времена и к середине xviii века многим стало ясно, что образ идеального просвещенного правителя далек от реальной жизни. при екатерине ii абсолютизм достиг невиданного могущества. дворянство получило неслыханные привилегии, россия стала одной из первых мировых держав. но крестьянская война 1773-1775 годов, возглавляемая е.и. пугачевым, показала те непримиримые противоречия, которые существовали между правящим сословием и бесправным народом. основной принцип просветительской идеологии об абсолютизме, как единственной разумной власти, потерпел крах. в этот период появляется новое направление - сентиментализм (м.херасков, м.муравьев, н.карамзин, и. дмитриев и характеризуемый повышенным интересом к внутреннему миру человека. сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. в произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. на первое место вышли элегии, послания, песни и романсы. главные герой - обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. сентиментализм, как и классицизм, тоже страдал определенной ограниченностью и слабыми сторонами. в произведениях этого направления чувствительность перерастает в меланхолию, сопровождаемую вздохами и обильно смачиваемую слезами. и снова российская действительность вторглась в мир поэзии и показала, что только в единстве общего и личного, причем при подчинении личного общему, может состояться гражданин и человек. это доказал в своем творчестве "отец поэтов" г.р. державин, который сумел своими произведениями показать, что все стороны жизни достойны поэзии. но в поэзии конца xviii века понятие " человек" отождествлялась лишь с понятием " дворянин". державин сделал только первый шаг в понимании национального характера, показав дворянина и на службе отечеству, и в обстановке. цельность и полнота внутренней жизни человека еще не были раскрыты.
Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился, было стихотворение «Парус» . Оно произвело на меня большое впечатление своей образностью, поэтической красотой, силой переживаний, чувств и мыслей, отраженных в нем. Сейчас я знаком со многими произведениями Лермонтова, но все-таки не встречал стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем «Парус» .
Оно продолжает восхищать меня своей лаконичностью и точностью, яркими и впечатляющими образами, мелодичностью и скрытой грустью. В отличие от других стихов Лермонтова («Бородино» , «Смерть поэта» , «Дума» ) оно невелико - в нем всего три четверостишия. Но все названные произведения, хотя и значительные, слишком публицистичны, меня они трогают меньше. И ранние стихи многих поэтов больше созвучны не зрелым стихотворным раздумьям Лермонтова, а юношескому «Парусу» .
В поэзии самое главное - образ. В этом стихотворении он слит со спокойной и выверенной гармонией стиха. И перед нами возникает картина, созданная воображением поэта. Но это не просто зарисовка с натуры, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как в зеркале, душу поэта: парус - это символ души поэта, его ищущего сердца. И становится понятно: в сущности, стихи не о парусе - они о человеческой судьбе.
Наиболее важные эпитеты - «одинокий» и «мятежный» . Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури» , и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу. И в своем стремлении поэт одинок: не многие разделить подобную участь, ведь он «счастия не ищет» , ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в них красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не поднимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.
Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лермонтова
Алеша к добрым порывам и поступкам, к самопожертвованию во имя беззащитного. Чтобы сохранить жизнь любимой курочки Чернушки, он, не задумываясь, отдает «сердитой и бранчливой кухарке золотую монету, которую берег пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки» . Маленький читатель, несомненно, высоко оценит этот поступок Алеши. Чувствуется дидактическая направленность уже на первых страницах повести. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчеркивая его сердечную отзывчивость, трудолюбие, вежливость. Поэтому может показаться слабо мотивированным поворот, который происходит в сознании и в поведении мальчика. За Чернушки, оказавшейся министром волшебного царства, король гномов обещает исполнить любое его желание. Поколебавшись немного, Алеша просит у короля гномов лишь одно волшебное средство: не учить уроки, а отвечать их без запинки. Алеша - ребенок, и, естественно, положительные нравственные качества в нем только формируются. Затем, юный герой все же хочет всегда знать уроки, но рассуждает об этом, как и другие ученики: хорошо бы знать все, не утруждая себя, не прилагая усилий. Погорельский показывает, к чему приводит эта детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести Погорельского.