Объяснение:
На горе Машук (близ Пятигорска) состоялась дуэль. Лермонтов стоял неподвижен
зведя курок поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту у Лермонтова было спокойное, почти веселое выражен гние, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на чего. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил, Лермонтов упал, как Будто его скосило на месте, не сделав движения
взад, ни вперед, успев даже больное место, как это обыкновенно делают люди или ушибленные В правом боку дымилась рана, в левом - сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие. Пермонтов лежал мертвый около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на оризонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.
Убийца Лермонтова тоже порывался написать воспоминания о поэте (как-никак он
знал его много лет!) и, очевидно, хотел в какой-то мере оправдаться перед овременниками и потомками. Он дважды начинал свои записи и оба раза бросал, написав по нескольку страниц; дальше воспоминаний об учебе в юнкерской шкале Март Мартынов не пошел. Мартынов прожил 60 лет и умер спустя 34 года после дуэли.
4-До встречи с Одинцовой, Базаров - человек трезвого ума, уверенный в себе, гордый и целеустремленный. Много спорит, активно отстаивает идеи нигилизма. Но, когда начинают развиваться их отношения, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне. Но, по мере общения, когда Бзаров понял, что их суждения и мысли во многом схожи, ему уже сложно при встречах с ней сохранить свою обычную выдержку и самообладание, он все больше начинает о ней думать. Он понимает это и злится на себя за такое проявление слабости, становится раздражителен, не может усидеть на месте. Любовь испытание для Базарова, потому что в данный момент он сам испытывает все те чувства, которые прежде отвергал и высмеивал. Раньше ко всему романтическому он относился только с презрением, и выходит, теперь он должен был презирать самого себя или понять, что ничего достойного презрения в этих чувствах нет. Позже выясняется, что чувства не взаимны и Одинцова отвергает Базарова. Это приводит его к глубокому духовному кризису. Теперь он не видит смысла жизни, ему все скучно, и прежние идеалы и рассуждения о нигилизме уже не привлекают его. Испытания любовью Базаров не выдерживает.