Ассонанс – это особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Существует два немного различающихся применения ассонанса.
1) Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. Например:
У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие макушки – Французы тут как тут.
Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался - нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай - это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести - полная, противоположность Гриневу, человек, для которого понятия «честь и благородство» вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден, А ведь Швабрин - образованный человек, он не был «недорослем», каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность - две разные вещи. Более того - огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.
Стихотворение разделяется на четыре смысловые части. Первую можно считать вступлением, в котором рисуется парадный подъезд знатного вельможи. Сатирическая интонация, преобладающая в описании людей, приезжающих сюда «по торжественным дням», чтобы «записать свое имя и звание», уступает место грусти, сочувствию тем «убогим лицам», которые осаждают пышный подъезд в обычные дни. Вторая часть — несостоявшийся визит деревенских ходоков к государственному чиновнику. Следующая часть — гневное обращение лирического героя к вельможе, в котором сочетаются и сатира, и ораторская патетика. Это обвинение правящего класса в равнодушии к народным страданиям, обличение пустоты и праздности «владельцев роскошных палат». И наконец, завершающим аккордом звучит песня-стон о тяжкой народной доле. О парадном подъезде и визите мужиков сказано кратко и емко. Это наблюдаемый автором из окна своего дома единичный случай. Наиболее продолжительной по объему является последняя часть, в которой обобщенно рисуются народные страдания в России. И потому она особенно значима в стихотворении. В ней же содержится упрек и самому народу в долготерпении
Ассонанс – это особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Существует два немного различающихся применения ассонанса.
1) Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. Например:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут.
(М.Ю. Лермонтов)