Человек должен быть всегда благодарен. Всем и за все.Неважно,маленький это человек или большой.
Сказать или ,,благодарю,, не так сложно,как нужно. Есть хороший рассказ Осеевой ,,Волшебное слово"В этом рассказе - "Волшебное слово" мальчик, которого зовут Павлик. Ему постоянно не везет. Ему предстоит разговор со стариком. Во время разговора старик рассказал ему про волшебное слово. Павлика это заинтересовало, он пошел проверять его на действие Он убедилсяючто за ,ю получишь не только варенье или блин от бабушки, или друзей , но и благодарность и радость за свою воспитанность.
Нравственный выбор - это выбор человека между добром и злом , это ответ на вопрос " Как поступить??" Но прежде всего, нравственный выбор - это верность человека своей совести,долгу и чести .
Наглядный пример этого является и поступок Петра Гринева из произведения А.С. Пушкина " Капитанская дочка".
Перед молодым человеком,которого только что возвели в чин офицера, в критическую ситуацию предстал сложный выбор : перейти на сторону мятежников и изменников или же - смерть. Согласно крылатой фразе " Береги честь смолоду" ,Петр остался верен своей чести,совести и долгу ,он категорически отказался присоединиться к Пугачёву .Он решил ,что ни в коем случае не станет предавать себя , Родину, своего отца и, конечно же,покойных супругов Мироновых , которые пали защищая Белогорскую крепость . Петр Гринев сделал свой нравственный выбор ,который он считал самым правильным
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти-так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.
Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о "Нес торе негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях,которые "не в войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалели", о тех, "чья чаще гнулась шея".
Он презирает людей,готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться пошаркать,пообедать.
Он клеймит "век минувший": "Прямой был век покорности и страха". Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся вписаться в полк шутов". Критически относится к засилью иностранцев:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный,бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне,"вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим высоким и прекрасным". Стремление Чацкого "служить", а не "прислуживаться",служить "делу", а не "лицам", его "связь с министрами" и дальнейший полный разрыв - это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным, просветительским путем.
Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим .Старый мир борется со свободным словом Чацкого, используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что много можно добиться словом,и ограничивались устными выступлениями. Однако, борьба словом не приводит к победе. Старый мир еще настолько силен,что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова,его роль "страдательная": в одно и тоже время он и "передовой воин","застрельщик", и при этом он "всегда жертва". "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей", - так определял значение Чацкого И.А.Гончаров.