Мать
Действие романа происходит в России в начале 1900-х годов. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись — дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью:
По праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный во матери Павел отвечает: «Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещённые книги; если у меня их найдут — меня посадят в тюрьму».
«Мать» (1926). Режиссёр: Всеволод Пудовкин. Источник: YouTube.
Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка — «хохол из Канева», как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных — слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: её отец — помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела — нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово «социалисты».
Матери очень нравится Находка, и он её тоже полюбил, ласково зовёт её «ненько», говорит, что она похожа на его покойную приёмную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.
На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой её сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некоторое время в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупреждённые об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещённые книги; тем не менее Андрей арестован.
На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку — на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с «болотной копейкой» попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога. Однако директор приказывает рабочим возобновить работу, и все расходятся по своим местам. Павел огорчён, он считает, что народ не поверил ему, не пошёл за его правдой, потому что он молод и слабосилен — не сумел эту правду сказать. Ночью опять являются жандармы и на этот раз уводят Павлов
Через несколько дней к Ниловне приходит Егор Иванович — один из тех, кто ходил на собрания к Павлу до его ареста. Он рассказывает матери, что, кроме Павла, арестовано ещё 48 человек фабричных, и хорошо было бы продолжать доставлять листовки на фабрику. Мать вызывается проносить листовки, для чего знакомую, торгующую на фабрике обедами для рабочих, взять её к себе в Всех входящих на фабрику обыскивают, однако мать успешно проносит листовки и передаёт их рабочим.
сейчас полотенце на кухне – совершенно привычный нам предмет обихода или декора. А ведь действительно – раньше все было совсем иначе. В период великого Домостроя девушка с юных лет сама готовила себе приданое: шила, кроила и вышивала куски полотна, мечтая о том какой уютный будет её дом и каким счастливым будет её семейное будущее.
«Полотенце» - вы вслушайтесь в это слово! Оно является уменьшительным от слова «Полотно». По принципу: полотно-полотенце, окно-оконце, дно-донце. Полотенца кроили из большого куска полотна, они были разного размера, и каждое имело свое значение.
Быть может, именно поэтому подготовленное невестой приданое так ценилось. По искусности, аккуратности и мастерству расшитых полотенец оценивали молодую хозяйку в семье мужа.
Полотенца, изготовленные за период девичества и развешанные в новом доме на следующий день после свадьбы, были для молодой жены посвящением в новую жизнь и вкладом в общее дело создания большой и дружной семьи – той самой счастливой семьи, о которой мечтала каждая девушка.
Вышитыми полотенцами украшали иконы, называлось такое полотенце "БожнИк". Это были длинные домотканые холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны. Божник вышивался обычно с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы. На нем обязательно должны быть вышиты две начальные буквы от имени Б. М. (Богородица Мать) или И. С. ( Иисус Христос).
Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.
Вышитые полотенца для крестин обязательно должна была вышить крестная мать. Она вышивала их в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка была счастливой и радостной.
Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников, народные традиции соблюдались свято. Во время венчания они становились на венчальный белый рушник, по народной традиции. Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты
Были и специальные хлебные вышитые полотенца — хлебники. На них клали хлеб, потому, что положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.
Современные полотенца зачастую выполнены в технике напечатанного на ткань рисунка и не идут ни в какое сравнение с теми пусть грубоватыми, но с любовью обшитыми и вышитыми разноцветным узором полотенцами старины. Сколько часов мастерицы по вечерам, при свете лучины трудились над каждым таким полотенцем, сколько души и тепла было вложено в каждое такое полотенце! Быть может, прогресс, который окружает нас теперь повсеместно, все же не так хорош, как о нем принято думать?!