В коротком, но проницательном рассказе, Антон Павлович передаёт не только пропасть между интересами взрослых и детей, но и высветляет грязь низменных желаний людей того времени (быть может не только того).
Видение мира Гриши не запятнанно рутиной, что успела испытать няня. Совсем юный, Гриша не может понять низменных желаний взрослых. Лишь только строевой шаг солдат готов заворожить наивного ребёнка. Он хватает апельсин, любуется стёклышком; он полон энергии и не замечает серости вокруг.
Что за серость в жизни простого ребёнка? Она заключается в грубости и безразличии всех взрослых вокруг. Отец не уделяет ему времени, мать так же не балует вниманием. Но наиболее ненавистна Чехову няня. Как может человек, воспитывающий другого, блудить? Как может дать водки совсем молодому ребёнку? Как может "обниматься в тёмном уголке " с первым встречным солдатом?
Однако можем ли мы судить няню? Нет. И не делает этого автор. Ибо времена его жизни, времена царской России, были феодальными. А значит, что простой люд не имел возможности развиваться духовно, а свои желания, свои чувства мог выразить лишь песней да водкой. Это тянулось от покаления к покалению, деградация большинства и поднятие на этом фоне различных помещеков и дворян.
Главный же вопрос, который встал предо мною после прочтения: а сильно ли изменились люди на Руси? Ведь и сегодня многие называют отдыхом пьянку и похоть.
Почему ставят памятники
Человечество начало ставить памятники еще на заре цивилизации. Ученые до сих пор находят древнейшие каменные изваяния, созданные первобытными скульптурами и до сих пор вызывающие вопросы и споры, что или кого они изображают. Одно не вызывает полемики – все изображения выдуманных или реальных существ имели культовое значение. Первые памятники создавались как предметы поклонения, им приписывались магические сверхъестественные силы.Позже магической силой стали наделяться умершие вожди и уважаемые члены племен и древних сообществ. Люди стали создавать памятники для увековечивания и возвеличивания умерших. Эта функция памятников сохраняется и сегодня. Статуи, изображающие полководцев, правителей государств или великих писателей можно увидеть в любой стране. Благодарные потомки отдают дань талантам или героизму своих великих соотечественников. Но в истории человечества памятники возводились не только умершим, но и живым людям. Культ живого человека и его обожествление особенно ярко проявлялись в Древнем Египте. Фараоны строили для себя гробницы и воздвигали свои статуи рядом со статуями своих многочисленных богов. Эту традицию позже подхватили императоры в Древнем мире. Памятники им ставили еще при жизни, и императоры могли наслаждаться божескими почестями и прославлениями своих заслуг еще до неизбежного ухода в мир иной.Впрочем, страсть к возвеличиванию собственной персоны у великих мира сего можно наблюдать и сегодня. Прижизненные монументы устанавливались Ким Сер Ину, Сталину, Туркменбаши Ниязову, Мао и полный список этими именами не ограничивается. Как правило, инициатива сооружения памятников прославляемому лицу исходила от самого этого лица или его верных соратников. Наличие памятников здравствующим людям многие социологи рассматривают как одно из доказательств нездорового общества и тоталитарного строя в стране.С развитием общества, памятники становились все разнообразнее. Не только люди, но и животные стали удостаиваться чести быть увековеченными в бронзе и мраморе. Есть памятники животным погибшим на службе. Например, в Париже стоит памятник сенбернару Барри жизни людей, попавших под лавину. В Японии можно увидеть памятник собачей верности. Он воздвигнут в честь пса Хатико, который несколько лет ежедневно приходил на вокзал и ждал приезда своего умершего хозяина. Во многих европейских городах в последнее время появилась тенденция устанавливать необычные и забавные памятники. В Вашингтоне есть памятник людям, стоящим в очереди, в Братиславе можно увидеть памятник сантехнику, высовывающему голову из канализационного люка, а в Париже сфотографироваться рядом с памятником пальцу. Такие сооружения не несут какую-то важную социальную функцию, они сделаны для настроения, украшения города и привлечения к нему внимания туристов.Человеческая память коротка, жизнь идет своим чередом и постоянно появляются новые герои. Памятники не дают человечеству забыть о самых важных вехах в своей истории, о людях и событиях, которых хотелось бы помнить всегда.