Заключительная реплика стародума, которой завершается "недоросль": "вот злонравия достойные плоды" в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, то есть к духовному вырождению правящего класса. в свете общей нравственно-политической концепции фонвизина, выразителями которой в пьесе выступали положительные персонажи, мир простаковых и скотининых представал зловещей реализацией торжества злонравия.
Чем может современному человеку знание древнегреческой мифологии, к примеру ? Если , конечно, не в получении диплома. Блеснуть в светской беседе именем древнего божества, понять надпись в музее? Современный человек живёт на бегу, питается в пунктах быстрого питания, с трудом успевает отследить новинки техники, он движется по карьерной лестнице в условиях всемирного кризиса ( как говорят Зачем, и главное-когда разбираться во всём этом?
Тогда давайте разберёмся сейчас.:-)
Зачем маленькому ребёнку рассказывать сказки? ответ очевиден.
Мифология - это сказки для взрослых. А кто сказал, что в сказках не говорится правда? Та часть правды, которая на данный момент человеку необходима и понятна. Это-инструмент для осознания реальности и своего места в ней, для самопознания, социализации и развития, для самосовершенствования и успешности в сложном, развивающемся и меняющемся мире. То, что составляет неизменную структуру - архетипы реальности.
В чём особенности различных мифологических систем?Почему они сформировались подобным образом и в соответствующее время? Почему они до сих пор живы, важны и интересны современному человеку?
Античная мифология
Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских.
Под античной мифологией понимается общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и - в меньшей степени - древнегреческому языку античные мифы получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению.
Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они а скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д. Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».
Греческая мифология
Греческая мифология носит антро характер политеизма, описывает всевозможные системные конфликты и эффективные их решения. Это - семейный ролевой сценарий, со своими отцом, матерью и детьми, это - архетипы реальности и поэтические метафоры эмоциональных состояний. В мифе о сотворении греческого мира зарождается система, структура организованного миропорядка из хаоса. Зевс устанавливает закон, единый для всех, он во главе иерархической пирамиды со стогим делегированием функций. Обитатели Олимпа олицетворяют, поименовывают все силы, которые несут божественную искру осознания и смысла реальности. Боги закрепляются в сознании в своём диапазоне проявлений, становятся узнаваемыми, а значит - предсказуемыми. Греческий мир делится на божественное – то есть сознательное и контролируемое – и чудовищное, стихийно-буйное, непредсказуемое и поэтому страшное. При этом боги всегда побеждают, а значит- бояться в общем-то нечего. По большей части в греческом мифе царит мир (обычные семейные скандалы и политические интриги), а прорыв хаоса оказывается лишь поводом для героических поступков. Здесь описывается 12 архетипов, составляющих базовую структуру осознания реальности .В Афинах это— Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия.
Один из самых добрых и светлых праздников - это праздник Рождества. У каждого народа есть свое литературное произведение, посвященное Рождеству: «Ночь перед Рождеством» Н. Гоголя, «Снежная королева» Андерсена, цикл «Рождественских повестей» Ч. Диккенса, среди которых «Рождественская песня в прозе» как проявление веры в добрую суть человека, в возможность преобразований накануне Рождества. В произведении Чарльза Диккенса волшебная сила Рождества - Духи Рождества - накануне праздника главному герою - Скруджу - человеку, который попал под власть денег, по-иному посмотреть на жизнь, освободиться от черствости и обособленности. Они припомнить себя в детстве и многих других людей, тех, что встретились ему на жизненном пути, стать чутким человеком, испытать потребность в общении с другими людьми и предоставлении тем, кто в этом нуждается. Духи Рождества вылечили Скруджа от зла и жажды денег, изменили его. Так волшебная встреча, которая состоялась в ночь перед Рождеством, изменила мировоззрение Скруджа, и он начал по-иному относиться к жизни и окружающим людям. А праздники стали для него не «напрасной тратой времени», а прекрасной возможностью сделать что-то приятное.