Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А.С. Пушкин. В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя - «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем. Сразу же Пушкин обращает внимание на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении этим человеком своих обязанностей кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель...». Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя. Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
Пушкин углубил рассмотрение маленького человека, усилил психологизм в его изображении, но в принципах гуманизма был очень близок к Карамзину. Правда, у Пушкина маленький человек — это уже не крестьянин, для Пушкина это отдельная тема. Своего героя Пушкин берет из среды мелкого чиновничества, изображая в «Станционном смотрителе» Самсона Вырина, «сущего мученика четырнадцатого класса (то есть самого низкого чина в тогдашней служебной иерархии, — А.Е.), огражденного своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Пушкин развивает в повести незамысловатый, но трогательный сюжет о том, как гусар Минский увез у старика его дочь, единственную отраду. Все попытки Вырина добиться справедливости тщетны, да и не под силу этому забитому человеку что-либо сделать. И хотя судьба дочери складывается в конце концов счастливо, это не очень влияет на жизнь бедного станционного смотрителя. Он умирает, так и не увидев перед смертью своей Дуни, будучи глубоко несчастным и несправедливо обиженным. Сила сочувствия герою возбуждается в читателе еще и тем, что сам Вырин совершенно не осознать причиненную ему несправедливость, в нем еще не пробудилось чувство собственного достоинства. Он даже не жалуется, не ропщет, не говоря уже о том, чтобы протестовать или возмущаться, он привык к тому, что каждый может его обидеть. В повести отчетливо прослеживается любимая пушкинская тема: нельзя строить свое счастье на несчастье другого, и идиллическая картинка в финале не может заставить забыть о судьбе Самсона Вырина. В повести Пушкина, так же, как и у Карамзина, акцентируются не социальные стороны проблемы, а нравственные, психологические, философские.