«Ска́зка о царе́ Салта́не, о сы́не его́ сла́вном и могу́чем богатыре́ кня́зе Гвидо́не Салта́новиче и о прекра́сной царе́вне Ле́беди» — сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1831 году, и впервые изданная в следующем году в собрании стихотворений.
Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона, который благодаря козням тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.
«ЦЫГАНЫ» — ПОСЛЕДНЯЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА А. С. ПУШКИНА
Период южной ссылки занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Именно здесь, на юге, сформировался пушкинский романтизм, на юге же наметилось его преодоление, обусловившее появление «Цыган» , последней романтической поэмы, завершенной уже в Михайловском. «Цыган» многое сближает с другими романтическими произведениями этого периода, и прежде всего — стремление создать обобщенный характер молодого человека XIX века. Ио если в «Кавказском пленнике» образ романтического героя, не удовлетворенного жаждой свободы, был написан на волне подъема освободительного движения в России и Европе, то к моменту создания «Цыган» поэт переживает кризис, связанный с его подавлением. Пушкин пытается понять, почему достижение свободы стало невозможным. Его интерес приковывает теперь именно внутренний мир современного человека, именно в нем стремится отыскать поэт причину крушения романтических мечтаний о скором избавлении от тирании.
Главный герой поэмы — незаурядная личность, это человек больших страстей и сильной воли, решительный, смелый, образованный. Бунтарь Алеко уходит от ненавистного ему общества, где Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят И просят денег да цепей.
Он добровольный изгнанник из неволи «душных городов» , его «преследует закон» . И хотя его романтически - таинственно, нынешние его устремления определены ясно: «он хочет быть.. .цыганом» , «вольным жителем мира» . Ясно осознавая нравственные пороки современного ему общества, Алеко не может мириться с тем злом, которое оно несет. И в этом отношении он передовой человек своего времени. Однако Пушкин не идеализирует своего героя. Требуя свободы для себя и отрицая чужую свободу, Алеко предстает в поэме как эгоист. Этот, по словам Белинского, «турок в душе» признает лишь свое право на обладание разлюбившей его женщиной, а старого цыгана, простившего Мариулу, он осуждает. Таким образом, конфликт в «Цыганах» строится на противоречии страстей самого героя. Решительный и смелый вольнолюбец Алеко сам оказывается послушным рабом и мучеником. Эгоизм героя проявляет в нем инстинкт собственника, который был порожден его общественной средой, «душными городами» , откуда он бежал. Но от себя, от своего индивидуализма Алеко убежать не смог — круг замкнулся.
Настроение и стиль общения Очумелова меняется в зависимости от того, чья собака укусила Хрюкина. Это свойство хамелеона. Очумелов - хамелеон. В сложные моменты он говорит Елдырину то набросить на него пальто, то снять. Хрюкин желает получить компенсацию за укус, но выясняется, что он и сам дразнил пса. В сонном городе моментально собирается толпа на громкий крик Хрюкина, Обстоятельства выясняются, но люди не могут потребовать справедливого наказания для собака, так как она - генеральского брата( а тот прав, кто силен и богат). Толпа сразу же рассеивается, как только становится известным результат( никого не накажут). Вот такое хамелеонство во всем. ГРУБОСТЬ ОЧУМЕЛОВА С ТЕМИ, КТО НИЖЕ ЕГО ПО СТАТУСУ "Гм!.. Хорошо...— говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!" Очумелов ИЗЛИШНЕ ВЕЖЛИВ С ТЕМИ, КТО ВЫШЕ ЕГО ПО ПОЛОЖЕНИЮ В ОБЩЕСТВЕ. О брате генерала : "Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?" ЕЛДЫРИН ( городовой) для него- СЛУГА : "Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем..." "Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит..." ОЧУМЕЛОВ ОБЗЫВАЕТ ХРЮКИНА : " А ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь..." "А ты, болван, опусти руку!" ОЧУМЕЛОВ НЕ СОБЛЮДАЕТ ЗАКОНЫ : "И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов.— Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая... Истребить, вот и всё." Очумелов ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ перед генералом Жигалкиным, когда думает, что кусачая собака - его. Таким образом полицейский надеется выслужиться перед генералом: "Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал..." --- Хрюкин - ЛЖЕЦ. Он устроил скандал, хотя и знает, что сам подставил собаке палец. НО : "Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну..." "...подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец." ПРИКРЫВАЕТСЯ братом - жандармом : "У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать..." Хрюкин - ЛЬСТЕЦ : "Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом..." Он любезен с теми, от кого зависит, с остальными говорит свысока. "Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть..." ( Очумелову)) "Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать?" (Хрюкин - жителю городка ).
«Ска́зка о царе́ Салта́не, о сы́не его́ сла́вном и могу́чем богатыре́ кня́зе Гвидо́не Салта́новиче и о прекра́сной царе́вне Ле́беди» — сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1831 году, и впервые изданная в следующем году в собрании стихотворений.
Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона, который благодаря козням тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.