Вчем олицетворяет автор сущность князя потёмкина в следующих строках стихотворения "водопад" алмазная сыплется гора с высот четыремя скалами, жемчугу бездна и серебра кипит внизу , бьет вверх стоит, далече рёв в лесу
Светлейший князь Г.А. Потемкин был русским государственным деятелем. Именно под его руководством был создан Черноморский военный флот. Потемкин руководил присоединением к России Крыма, на земле которого он скоропостижно скончался от приступа лихорадки, что привело в шок высший свет российского государства.
Державин сам был другом Потемкина и под впечатлением случившего создал стихотворение «Водопад».
В начале стихотворения Державин описывает водопад. Кстати, этот водопад называется Кивич на реке Суне. Этим водопадом автор и любовался будучи правителем Олонецкого наместничества.
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Посмотрите на современную фотографию водопада: мы видим и четырехскальный каскад, и алмазные брызги разбившейся воды у подножья водопада… Так и жизнь Потемкина (поскольку у него характер был противоречивым) поэт сравнивает с водопадом – головокружительная высота славы – и неоднократное падение.
К водопаду подходят и робкая лань (постой люд), которую пугает шум падающей воды, и рыскающий волк (враг), и гордый ретивый конь (русское воинство), стремящийся в «хлябь» воды – к сражениям, и путник (это сам Державин), который, наблюдая за водопадом, сравнивает водопад с жизнью:
Сидит - и, взор вперя к водам,
В глубокой думе рассуждает:
«Не жизнь ли человеков нам
Сей водопад изображает?
Он так же блеском струй своих
Поит надменных, кротких, злых.
Не так ли с неба время льется,
Кипит стремление страстей,
Честь блещет, слава раздается,
Мелькает счастье наших дней,
Которых красоту и радость
Мрачат печали, скорби, старость?»
Имена человеческие чаще всего стираются в памяти последующего поколения.
В своем стихотворении Державин говорит о Потемкине, которого сравнивает с водопадом, и роль которого в истории России еще до сих пор полностью не оценена.
Глава XV. Детство Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо как она взглянула на меня и как улыбнулась. Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
— Ты опять заснешь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шел на верх.
— Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грезы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.
Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам.
— Вставай, моя душечка: пора идти спать.
Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.
— Вставай же, мой ангел.
Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением
— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!
Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.
— Так ты меня очень любишь?
Она молчит с минуту, потом говорит:
— Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?
Она еще нежнее целует меня.
— Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга.
После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря господи, папеньку и маменьку» . Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство. После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать» .
Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнешь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.
Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни? Где те горячие молитвы? где лучший дар — те чистые слезы умиления? Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слезы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению.
Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания?
Тарас Бульба — це головний герой повісті Гоголя, він був запорозьким полковником, в образ якого втілені, як мені здається, найкращі риси козака. Разом зі своїми синами Тарас, який бачив мету свого життя не в домашньому затишку, а в захисті, то Бульба хоче бачити їх справжніми козаками, хоче показати їх — свою гордість — товаришам. Тому герой і знаходить справу, в якій би сини проявили себе з найкращого боку. У поході старший син Остап, завдяки мужності, кмітливості, вмінню володіти зброєю, стає курінним атаманом. молодший син Андрій зрадив рідну землю, зрадив товаришів. Горе зігнуло батька. Він як справжній патріот і запорожець обирає любов до Вітчизни, а не любов до сина. Андрій гине від рук батька.
У промові Тараса перед боєм ми бачимо, як тонко відчуває і розуміє герой, що об’єднує людей, які стоять перед ним і слухають його. Душу й серце розкриває він перед побратимами, знаючи, що вони підтримають і зрозуміють його, бо так само люблять свою Батьківщину.
І у найважчі хвилини бою Тарас знаходить у собі сили підбадьорити товаришів. «А що, пани, — сказав Тарас, перегукуючись із курінним. — Є ще порох у порохівницях? Чи не ослабла козацька сила? Ще не гнуться козаки?»
Светлейший князь Г.А. Потемкин был русским государственным деятелем. Именно под его руководством был создан Черноморский военный флот. Потемкин руководил присоединением к России Крыма, на земле которого он скоропостижно скончался от приступа лихорадки, что привело в шок высший свет российского государства.
Державин сам был другом Потемкина и под впечатлением случившего создал стихотворение «Водопад».
В начале стихотворения Державин описывает водопад. Кстати, этот водопад называется Кивич на реке Суне. Этим водопадом автор и любовался будучи правителем Олонецкого наместничества.
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Посмотрите на современную фотографию водопада: мы видим и четырехскальный каскад, и алмазные брызги разбившейся воды у подножья водопада… Так и жизнь Потемкина (поскольку у него характер был противоречивым) поэт сравнивает с водопадом – головокружительная высота славы – и неоднократное падение.
К водопаду подходят и робкая лань (постой люд), которую пугает шум падающей воды, и рыскающий волк (враг), и гордый ретивый конь (русское воинство), стремящийся в «хлябь» воды – к сражениям, и путник (это сам Державин), который, наблюдая за водопадом, сравнивает водопад с жизнью:
Сидит - и, взор вперя к водам,
В глубокой думе рассуждает:
«Не жизнь ли человеков нам
Сей водопад изображает?
Он так же блеском струй своих
Поит надменных, кротких, злых.
Не так ли с неба время льется,
Кипит стремление страстей,
Честь блещет, слава раздается,
Мелькает счастье наших дней,
Которых красоту и радость
Мрачат печали, скорби, старость?»
Имена человеческие чаще всего стираются в памяти последующего поколения.
В своем стихотворении Державин говорит о Потемкине, которого сравнивает с водопадом, и роль которого в истории России еще до сих пор полностью не оценена.
Шуми, шуми, о водопад!
Касаяся странам воздушным,
Увеселяй и слух и взгляд
Твоим стремленьем, светлым, звучным,
И в поздной памяти людей
Живи лишь красотой твоей!