Ярко звучит проблема искренней любви. В произведении показано то, какой должна быть любовь: чистой и жертвенной. Тот, кто по-настоящему любит человека, пожертвует ради него всем, что у него есть, найдет время и силы, что ему и поддержать. Верочка всю свою жизнь посвятила мужу, стремясь к тому, чтобы он был счастлив. Автор показывает, что Верочка Николаю Евграфовичу не только тогда, когда он оказывается в трудной ситуации, связанной со спором с профессором, но и в остальные дни их совместной жизни. Именно на принципах взаимо взаимоподдержки и взаимопонимании строится здоровая, счастливая и любящая семья. А.И. Куприн поднимает проблему брака и проблему семьи, показывая, что отношения Веры и Коленьки строятся на искренних чувствах, в них отсутствуют корысть и эгоизм.
В рассказе поднимается проблема счастья. Автор благодаря своему сюжету задает читателям вопрос: «Кто является поистине счастливым человеком?». Раскрывая образы Николая Евграфовича и Веры Алмазовых, А.И. Куприн приводит читателей к выводу о том, что счастье заключается в обретении любимого и любящего человека, в обретении семьи. Счастлив тот, кто получает поддержку, заботу, ласку и причем не только в трудных жизненных ситуациях, а на протяжении всей жизни. В рассказе выражается мысль о том, что человеческое счастье заключается не в материальном богатстве или положении в обществе, не во власти или признании обществом, а в искренней любви и семье.
В произведении поднимается не только проблема счастья, но и проблема женского счастья. Для Верочки было важно, чтобы муж жил в комфорте, поэтому она часто чем-то жертвовала, чтобы Николай Евграфович был счастлив. А.И. Куприн показывает, что для женщины счастье заключается в счастье близкого человека и в счастье семьи. Верочка выполняет довольно важные решения, берет на себя ответственность за существование семьи, однако для нее это не обязанность и не наказание, а радость и настоящее счастье.
Ярко звучит в рассказе и проблема жизненных испытаний. А.И. Куприн показывает, что если человек оказывается в трудной ситуации, он не должен опускать руки и падать духом, ведь так проблему решить невозможно. Нельзя терять надежду и думать о возможных неприятностях, нужно спокойно и трезво смотреть на ситуацию и искать выход из нее, нужно верить в собственные силы. Верочка не подавалась панике, а начала думать о том, что можно сделать, чтобы своему мужу, и благодаря идее и стараниям Веры Алмазовы пришли к благоприятному результату.
Показывая, что Алмазовым удалось разрешить ситуацию только вместе, А.И. Куприн выражает мысль о том, что имеет важное значение для человека. В одиночку справиться с трудностями тяжело. Только единение и командная работа обретению успеха.
Таким образом, в рассказе «Куст сирени» поднимаются проблемы любви счастья, жизненных испытаний, единства.
Поэты любят описывать всё красивое, романтичное, немного грустное. Осень - именно такая пора года, в которой соединяется грусть об ушедшем лете, яркость красок, тоскливые дождливые дни, ожидание суровой и снежной зимы. Поэты любят описывать чувства, переживания и эмоции лирических героев своих стихов в это время года, потому что осень - ещё и пора итогов, раздумий, планов на будущее.
Особенно любят осень русские поэты. Лучше всех об этой любви написал А.С.Пушкин:
Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Перед читателем Екатерина II предстает доброжелательной, мягкой и простой женщиной. Но мы знаем, что Пушкин резко отрицательно относился к Екатерине II. Чем же можно объяснить ее привлекательный облик в повести?
Посмотрим на прижизненный портрет Екатерины II, написанный художником В.Л.Боровиковским в 1794 году. (В 1827 году появилась гравюра с этого портрета, сделанная выдающимся русским гравером Н.И.Уткиным.) Вот как сравнивает В.Шкловский портреты Екатерины II, сделанные В.Л.Боровиковским и рассказчиком в повести "Капитанская дочка": "На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ног ее собака; за Екатериной деревья и Румянцевский обелиск*. Лицо императрицы полно и румяно. Встреча с Марьей Ивановной должна происходить осенью. Пушкин пишет: "Солнце освещало вершины лип, пожелтевших под свежим дыханием осени". Далее Пушкин сообщает: "Она [Екатерина] была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке". Душегрейка позволила не переодевать Екатерину, несмотря на холодную погоду... Собака с картины Боровиковского тоже попала в "Капитанскую дочку", это она первая заметила Марью Ивановну"*. Существуют расхождения текста с изображением – императрица моложе лет на 20, одета в белое, а не в голубое. Описан второй вариант портрета – с Румянцевским обелиском, вероятней всего, Пушкин вдохновлялся гравюрой, а не оригиналом, который находился у Румянцева и был труднодоступен для обозрения.
А вот слова из статьи П.А.Вяземского "О письмах Карамзина", которые приводит В.Шкловский: "В Царском Селе нельзя забывать Екатерину... Памятники ее царствования здесь повествуют о ней. Сложив венец с головы и порфиру с плеч своих, здесь жила она домовитою и любезною хозяйкой. Здесь, кажется, встречаешь ее в том виде и наряде, какою она изображена в известной картине Боровиковского, еще более известной по прекрасной и превосходной гравюре Уткина".
Мы видим, что портрет В.Л.Боровиковского, гравюра Н.И.Уткина* и слова П.А.Вяземского выражают дворянское, умиленное и восхищенное отношение к "любезной хозяйке" Царского Села.
Теперь обратимся к повести. Как мы знаем, Пушкин пишет от лица рассказчика, а рассказчик – Гринев – повествует о встрече Марьи Ивановны с императрицей со слов Марьи Ивановны, которая, конечно, много раз вспоминала в дальнейшей жизни потрясшую ее встречу. Как же эти преданные престолу люди могли говорить о Екатерине II? Нет сомнения: с наивной простотой и верноподданническим обожанием. "По замыслу Пушкина, – пишет литературовед П.Н.Берков, – очевидно, Екатерина II в "Капитанской дочке" и не должна быть показана реально, как настоящая, историческая Екатерина: целью Пушкина в соответствии с избранной им им формой записок героя, верноподданного дворянина, было изобразить Екатерину именно в официальной трактовке: даже утреннее дезабилье Екатерины было рассчитано на создание легенды об императрице, как простой, обыкновенной женщине"*.
Однако посмотрим, нет ли все же в эпизоде встречи Маши Мироновой с Екатериной и в описании предшествующих обстоятельств авторского к ним отношения. Вспомним факты, которые имели место с того момента, как Гринев предстал перед судом. Мы знаем, что он прекратил свои объяснения суду об истинной причине его самовольной отлучки из Оренбурга и этим погасил "благосклонность судей", с которой они начали его выслушивать. Чуткая Марья Ивановна поняла, почему Гринев не хотел оправдываться перед судом, и решилась поехать к самой царице, чтобы все чистосердечно рассказать и жениха. Это ей удалось. Теперь обратимся к эпизоду встречи царицы с Марьей Ивановной.
Невиновность Гринева стала ясна Екатерине из рассказа Марьи Ивановны, из ее так же, как она стала бы ясна и следственной комиссии, если бы Гринев закончил свои показания. Марья Ивановна рассказала то, чего не досказал на суде Гринев, и царица оправдала жениха Маши. Так в чем же ее милость? В чем гуманность?