Комедия «Горе от ума» создавалась в 1816-1824 гг. — в период, когда в России возникали и действовали первые тайные общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии — столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими. Это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века. Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу? Крепостное право
— вот что сковывало творческие силы «умного, бодрого русского народа», препятствовало экономическому и культурному развитию России.
Именно Репетилов в парадных сенях дома Фамусова разоткровенничался перед Чацким. Сперва он сознался, что при Чацком чувствует себя жалким и смешным, а потом поведал, что он теперь сильно изменился, участвует в тайных собраниях в английском клубе с умнейшими людьми.
Все объяснять ему недосуг, но нельзя не упомянуть, что в собраниях участвует князь Григорий, другой — Воркулов Евдоким, прекрасный певец, но гением Репетилов считает Удушьева Ипполита Маркелыча, который пишет книги: «отрывок, взгляд, и нечто — обо всем». Сам Репетилов может написать каламбур. Так они вчетвером, глядь, водевильчик слепят Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил, совру — простят...»
В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно и глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым.
Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.
Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил объективную правду жизни, создал типический образ «нового человека» — общественного протестанта и борца — в типических обстоятельствах его исторического времени.
Столь же типичны и исторически характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира.
Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности, Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщи-ну. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами, Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.
Комедия "Горе от ума" была написана в 1824 году .Она произвела огромное впечатление на читателей ,хотя переписана была от руки ,потому что при жизни автора поставлена на сцене не была . В пьесе ,во многом следующей законам классицизма,есть конфликт ,бурное столкновение умного ,благородного ,свободолюбивого героя -Чацкого с окружающим его дворянством. Каково же это дворянство в 1 действии комедии? В 1 действии - и экспозиция ,и завязка пьесы .Мы видим дом Фамусова .Он богатый и просторный ( всем в нём есть место) Но дом скучен ,в нем не видно ,чем интересуется хозяин дома - знатный вельможа Фамусов ( фамилия говорящая - означает -"молва" -Фамусов не только говорлив .но и зависит от общественного мнения) В 1 же действии появляется и Чацкий - главный герой пьесы ( его фамилия - намёк на Чаадаева -философа и бунтаря).Он передовой человек своего времени .Он обличает фамусовское общество ,и начинает это делать немедленно ,саркастично осведомляясь у Софьи о том ,как живут те ,кого оно раньше знал?
Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба Старинный, верный член до гроба?( это о Фамусове) Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?( очень неуважительно о дядюшке Софьи) А этот, как его, он турок или грек? Тот черномазенький, на ножках журавлиных, Не знаю, как его зовут, Куда ни сунься: тут как тут, В столовых и в гостиных.(вездесущий "черномазенький") А трое из бульварных лиц, Которые с полвека молодятся?(автор опять высмеивает представителей фамусовского общества) Родных мильон у них, и с сестриц Со всей Европой породнятся. А наше солнышко? наш клад? На лбу написано: театр и маскерад; Дом зеленью расписан в виде рощи, Сам толст, его артисты тощи.( опять критика и сарказм ) На бале, помните, открыли мы вдвоём За ширмами, в одной из комнат посекретней, Был спрятан человек и щёлкал соловьём, Певец зимой погоды летней.( фальшь) А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,( противник просвещения) В учёный комитет который поселился, И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился?( косность и невежество) Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест... Чацкого раздражает пустота ,мелочность ,суетность ,невежество этого общества. Таким оно предстаёт перед нами в 1 действии комедии.
Золушка
Спящая красавица
Три поросёнка