Привидение или призрак — в традиционных представлениях являются душой или духом умершего человека, которые проявляются в видимой форме или других проявлениях в реальной жизни. Представления о них широко варьируются, от невидимого и неосязаемого присутствия до практически реалистичных наблюдений. Преднамеренные попытки связаться с духом умершего называются спиритическим сеансом, или в более узком смысле, некромантией.
Вера в привидения широко распространена среди человечества, начиная с поклонения духам умерших предков в культуре большинства народов. Также во многих религиях существуют специальные обряды и традиции погребения, проводимые с целью успокоения душ умерших. Хотя в большинстве случаев привидениями называют души умерших людей, существует множество поверий и легенд о призраках животных, кораблей, самолётов, целых армий и городов
О привидениях говорится в некоторых русских быличках. В китайской литературе с III в. н. э. существует жанр, посвящённый загадочным случаям и историям, т. н. «рассказы о чудесах» (кит. чжи и). Наиболее известным литературным произведением о привидениях в Китае является сборник Пу Сунлина «Рассказы Ляо Чжая». В японском фольклоре и литературе имеется аналогичный китайскому жанр, повествующий о призраках — кайдан. Его истоки, видимо, следует искать в синтоистких преданиях. В «Одиссее» Гомера главный герой Одиссей приманивает кровью жертвенных животных души умерших, явившиеся ему как привидения. Он спрашивает совета у духа прорицателя Тиресия. Также ему явились: Эльпенор, моливший о погребении, умершая мать ОдиссеяАнтиклея, царь Агамемнон, Ахилл, Патрокл, Сизиф, Тантал, даже Геракл. В «Гамлете» Шекспира описан призрак отца Гамлета, просящий сына отомстить за смерть отца. Призрак, очевидно, мог являться только ночью («Но тише! Ветром утренним пахнуло. Потороплюсь…») и только тем, с кем он хотел связаться (Гертруда — Гамлету: «Нет, что с тобой? Ты смотришь в пустоту, // Толкуешь громко с воздухом бесплотным // И дикостью горят твои глаза»). Романтическая история любви и яркая фигура Варвары Радзивилл послужила материалом нескольких прозаических, стихотворных и драматических произведений на польском и литовском языках. По одному из преданий, чародей пан Твардовский вызвал по короля призрак его возлюбленной. Сюжет лёг в основу картины польского художника Войцеха Герсона (хранится в Национальном музее в Познани). В поэме Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» два голодных привидения индейских предков приходят в вигвам к жене Гайаваты перед её смертью (последовавшей от голода). Образ призрака появляется в пьесе А. С. Пушкина «Дон-Жуан, или Каменный гость».
В повести «Дети подземелья» В. Г. Короленко раскрывает тему нищеты. Вася – главный герой повести. Этот мальчик – сын судьи. Живет он в маленьком городишке под названием Княжье-Вено. Васе семь лет. Он по обыкновению пошел гулять по городу и около часовни - но, если быть точным, он шел в часовню - он столкнулся с Валеком и Марусей – детьми подземелья. Валек и Маруся – это бедные дети, которые всегда друг другу в беде. Валеку семь лет, он ровесник Васе, а Марусе всего лишь четыре года. Их одежда состоит из старой ткани. У них отец – пан Тыбурций. У них не было игрушек, денег, еды и питья. Знаете, жизнь нищих совсем плохая: нет нормального жилья, есть нечего, денег на учебу нет, игрушек нет, нормальной одежды нет! В общем, жизнь ужасна. Приводит это к смерти. Но самое страшное, что погибают дети. Самые беззащитные. Результат этой нищеты – смерть Маруси. Но Маруся умирает не просто так. Ее смерть показывает, к чему приводит нищета. Вопрос такой: что хотел сказать автор? На этот вопрос, я думаю, ответ будет такой: Короленко хотел сказать, что жизнь нищих не так хороша, как вам кажется. Она жалостна и грустна. Вы едите и пьете вдоволь. А они… А они воруют! Не относитесь к ним плохо! Они такие же, как и вы!
Благословляю твой возврат Из этой нехристи немецкой, На Русь, к святыне москворецкой! Ты, слава богу, счастлив, брат: Ты дома, ты уже устроил Себе привольное житье; Уединение свое Ты оградил и успокоил От многочисленных сует И вредоносных наваждений Мирских, от праздности и лени. От празднословящих бесед, Высокой, верною оградой Любви к труду и тишине; И своенравно и вполне Своей работой и прохладой Ты управляешь, и цветет Твое житье легко и пышно, Как милый цвет в тени затишной, У родника стеклянных вод! А я, попрежнему, в Ганау Сижу, мне скука и тоска Среди чужого языка: И Гальм, и Гейне, и Ленау Передо мной; усердно их Читаю я, но толку мало; Мои часы несносно вяло Идут, как бесталанный стих;
Отрады нет. Одна отрада, Когда перед моим окном, Площадку гладким хрусталем Оледенит година хлада: Отрада мне тогда глядеть, Как немец скользкою дорогой Идет, с подскоком жидконогой - И бац да бац на гололедь! Красноречивая картина Для русских глаз! Люблю ее! Но ведь томление мое Пройдет же - и меня чужбина Отпустит на святую Русь! О! я, как плаватель От бурь и бездны треволненной, Счастлив и радостен явлюсь В Москву, что в пристань. Дай мне руку! Пора мне дома отдохнуть; Я перекочкал трудный путь, Перетерпел тоску и скуку Тяжелых лет в краю чужом! Зато смотри: гляжу героем; Давай же, брат, собща устроим Себе приют и заживем!
Привидение или призрак — в традиционных представлениях являются душой или духом умершего человека, которые проявляются в видимой форме или других проявлениях в реальной жизни. Представления о них широко варьируются, от невидимого и неосязаемого присутствия до практически реалистичных наблюдений. Преднамеренные попытки связаться с духом умершего называются спиритическим сеансом, или в более узком смысле, некромантией.
Вера в привидения широко распространена среди человечества, начиная с поклонения духам умерших предков в культуре большинства народов. Также во многих религиях существуют специальные обряды и традиции погребения, проводимые с целью успокоения душ умерших. Хотя в большинстве случаев привидениями называют души умерших людей, существует множество поверий и легенд о призраках животных, кораблей, самолётов, целых армий и городов
О привидениях говорится в некоторых русских быличках. В китайской литературе с III в. н. э. существует жанр, посвящённый загадочным случаям и историям, т. н. «рассказы о чудесах» (кит. чжи и). Наиболее известным литературным произведением о привидениях в Китае является сборник Пу Сунлина «Рассказы Ляо Чжая». В японском фольклоре и литературе имеется аналогичный китайскому жанр, повествующий о призраках — кайдан. Его истоки, видимо, следует искать в синтоистких преданиях. В «Одиссее» Гомера главный герой Одиссей приманивает кровью жертвенных животных души умерших, явившиеся ему как привидения. Он спрашивает совета у духа прорицателя Тиресия. Также ему явились: Эльпенор, моливший о погребении, умершая мать ОдиссеяАнтиклея, царь Агамемнон, Ахилл, Патрокл, Сизиф, Тантал, даже Геракл. В «Гамлете» Шекспира описан призрак отца Гамлета, просящий сына отомстить за смерть отца. Призрак, очевидно, мог являться только ночью («Но тише! Ветром утренним пахнуло. Потороплюсь…») и только тем, с кем он хотел связаться (Гертруда — Гамлету: «Нет, что с тобой? Ты смотришь в пустоту, // Толкуешь громко с воздухом бесплотным // И дикостью горят твои глаза»). Романтическая история любви и яркая фигура Варвары Радзивилл послужила материалом нескольких прозаических, стихотворных и драматических произведений на польском и литовском языках. По одному из преданий, чародей пан Твардовский вызвал по короля призрак его возлюбленной. Сюжет лёг в основу картины польского художника Войцеха Герсона (хранится в Национальном музее в Познани). В поэме Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» два голодных привидения индейских предков приходят в вигвам к жене Гайаваты перед её смертью (последовавшей от голода). Образ призрака появляется в пьесе А. С. Пушкина «Дон-Жуан, или Каменный гость».