Герои " Калевалы" и былинные чем -то похожи, а чем-то и отличаются. В "Калевале " всего четыре богатыря. : Вяйнямёйнен (певец и прорицатель
Лемминкяйнен –;
Илмаринен- кузнец;
Куллерво- пастушок , мститель за род.
В русских былинах богатырей более пятидесяти.
Полного совпадения в судьбе и человеческих качествах нет, но интересны условия воспитания, мотивы их поступков.
Вяйнямёйнен и Илья Муромец Оба они испытали трудности в детстве и комплексы, рожденные там же,- преодолели. Илья Муромец тридцать три года лежит на печи, потому что не может ходить. К нему неизвестный автор прикрепил эпитет " старый " - мудрый. Примерно тридцать лет Вяйнямёйнен сидит в животе у матери , а восемь плавает по морю, потом находится очень долго на необитаемом острове. Он тоже " старый, верный .
И в Калевале ,и в русских былинах подвигом считается талант, музыкальный. дар.. Вяйнямёйнен и Садко, околдовывают своим исполнением морского царя ( Садко выводит мелодии на гуслях яровчатых, а Вяйнямёйнен - на кантеле). Удивляет похожесть этих инструментов. Эти два инструмента внешне похожи. На Садко не маг, а некое чародейство - основное качество богатырей карело- финского эпоса.
Мы знаем единственного былинного богатыря, который мог оборачиваться птицей. Это Волх Всеславьевич. Но его родители - княжна и жестокий змей. Он оборачивается ясным соколом , летит на сине море и бьет лебедей.
Образ охотника появился раньше образа землепашца) В 13- 14 рунах Лемминкяйнен охотится на лося, которого не сразу получилось словить. Это стало возможно только после заклинаний и обращений к языческим лесным богам. Сей факт говорит о том, что охота играла огромную роль в жизни людей. В былинах упоминаний об охоте немного и описание - конкретное : Волх охотится в темное время суток на медведя, барса, соболя, лисицу, зайца Процесс охоты не описывается. Для русского богатыря охота - это прогулка.
Поединки есть и в русском и в карельском фольклоре. В карельском соревнуются в "силах" ( заклинание крепче, кто лучше может подобрать слова ): " Кто стоит в познаньях выше, больше мудрости имеет " ( Спор Ёукахайнена с Вяйнямёйненом в третьей руне. " )
В русском эпосе главный мотив - воинский поединок ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович защищают русскую землю )..
Таким образом, говоря о былинах, можно отметить их патриотичность и воинственность ( карело - финский эпос миролюбив), Русским чаще приходилось отбиваться от недругов, это давалось сложнее, поэтому подвиг богатырей воспевался часто.
Интересно отметить, как окружающий мир отреагировал не рождение героев : "земля задрожала", "море сколы б а лося " ( рождение Волха ) , " всколлыхнулися озера", " со скалы скала свалилась " ( в финском эпосе) Понятно, что озера и скалы есть в ФИнляндии, поэтому они являются наиболее значимыми при рождении.
Сватовство является часто встречающимся мотивом создания семьи ( как в " Калевале" , так и в былинах ). Женятся как молодые, так и "взрослые" :Вяйнямёйнен (руна 4 и 8), Ильмаринен (руна 9) , Лямминкяйнен (руна 11) ). (Лямминкяйнен и мать, Лямминкяйнен и молодая жена- руны 11 и 12)
Дунай Иванович отправлен Владимиром к королю в Литву с целью
сосватать Опраксью - королевишну. Таким
Таким образом, формирование крепкой семьи важно и для русского , и для финского, карельского народов.
Калевала состоит из нескольких эпизодов, , рассказывающих о сражениях финских воинов. И они, и русские живут то мирно, то воюют, то женятся, то ссорятся. В разных ситуациях у героев проявляются те или человеческие качества : желание показать силу, бороться за справедливость, а также зависть или излишние эмоции. Мотивы их поступков не похожи , что обусловлено жизнью ,традициями.,воспитанием.
У романі В. Скотта "Айвенго" виведені два образи прекрасних дівчат — Ровени та Ребекки. Обидві вони молоді, дуже красиві, розумні, виховувалися без матерів. їх постійно оточувала любов і ласка ближніх, велика розкіш.
Але і соціальний стан, і характери у них різні. По-різному вони поводяться в критичних ситуаціях, по-різному склалася і їхня доля.
Ровена — знатна Саксонка, нею опікувався Седрик Ротервудський. Опікун обожнює її, ні в чому не відмовляє і пов'язує з нею свої надії на відновлення влади саксів. Через це він навіть виганяє свого сина і позбавляє його спадку. Проте Ровена рішуче протистоїть шлюбові без любові з нащадком князівського роду Альтестаном. Потрапивши у полон, дівчина, що звикла до загального поклоніння, втрачає свою волю, плаче. Тільки щасливий випадок рятує її, а потім доля знову посміхається їй і вона стає дружиною коханого лицаря Айвенго.
Ребекка — дочка багатого єврея Ісаака. Її плем'я постійно зазнавало гонінь та принижень. І хоча дівчина виросла, не знаючи ні в чому відмови, все ж зрозуміла, що їй потрібна велика сила волі, знання, "щоб вижити в цьому жорсткому світі".
Вона навчилася лікувати, допомагала всім, хто цього потребував. У критичні хвилини шукала виходу, і, не знайшовши його, віддала перевагу смерті, а не безчестю. Вона дуже сильна натура. Не знайшовши відповіді на свої сердечні почуття, Ребекка вирішує зайнятися доброчинними справами: лікувати, допомагати страдникам. Вона й далі підтримуватиме честь і гідність свого народу, оберігатиме віру предків.
Ці жіночі образи відіграють значну композиційну роль, допомагають глибше розкрити характери головних героїв та відобразити історичну епоху. їх краса, розум та доброта облагороджували той жорстокий світ