В образах семейства Скотининых-Простаковых Фонвизин очень выразительно изобразил грубость, жестокость, невежественность крепостников, неограниченный произвол помещичьей власти.
Тарас Скотинин гордится своей принадлежностью к "великому и старинному роду". Чем же он так велик? Глупостью, скупостью, твердолобостью. Страшно, что из "восемнадцати человек" детей у родителей Скотининых остались только двое, остальные же "по власти господней, примерли". И это в то время, когда отец семейства всю жизнь копил деньги, однако же был так скуп, что умер голодной смертью, не тронув своих богатств.
Главная отличительная черта рода, по мнению Простаковой (урожденной Скотининой) : "Нас ничему не учили.. . и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет". Свято выполняют этот завет брат и сестра — Тарас Скотинин и госпожа Простакова.
Скотинин "отроду ничего не читывал". Он боится наук и рад, что "бог меня избавил этой скуки".
Сильно ли отличается от своего братца госпожа Простакова? Один из героев называет ее "презренной фурией", "госпожой бесчеловечной". Она деспотична и властолюбива, несладко живется крепостным в ее доме. Она жалуется брату, что "все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем". Однако со своими домашними Простакова обращается ненамного лучше, чем с крепостными. Всем достается: и мужу, и брату, и учителям любимого сыночка Митрофанушки. Простакова невежественна и необразованна, она даже не умеет прочитать письма: "Я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому".
Положительные образы представителей передового дврянства (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопоставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они образованны, умны, обаятельны, человечны.
Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицемерия, готов бороться с несправедливостью.
Отношение Стародума к крепостничеству выражено в словах: "Угнетать рабством себе подобных беззаконно". Волнуют его и проблемы воспитания дворянских детей: "Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин".
Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды. Именно с этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных ограничения произвола помещичьей власти. Правдин — государственный чиновник. Убедившись в не Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.
Основная роль в Митраши отводится охотничьей собаке покойного лесника Антипыча.
По сюжету Травка вовремя успевает прийти на к тонущему в болоте мальчику и его, вытянув задними лапами.
Как же так произошло, что десятилетний Митраша оказался в трясине?
Они с сестрой решили найти в лесу полянку с клюквой, о которой когда-то рассказывал их отец. Путь лежал через Блудово болото. К тому же в лесу было немало страшных и опасных зверей.
Но эти дети давно были самостоятельными.
Настя собрала в дорогу корзину с едой а Митраша запасся ружьем и всем необходимым снаряжением.
Рано утром, когда еще было затемно, они вышли в путь. Добравшись до развилки, ребята поссорились. Митраша, согласно компасу, хотел идти на север, хоть туда вела труднодоступная дорога, а Настя хотела идти торной тропой. Из-за этого они и пошли разными дорогами. Первой полянку нашла Настя. На радостях она так увлеклась сбором ягод, что не заметила, как проголодалась. Тогда-то она и вспомнила про брата и тихонько заплакала.
Тем временем, Митраша застрял в болоте и никак не мог выбраться.
На запах еды в сторону Насти выбежала добродушная Травка. Она уже давно жила в сторожке одна, потому что хозяин умер. Временами она со скуки выла. Иногда выходила на след зайца, а запах еды символизировал о том, что где-то рядом люди. Но Травка была умной собакой. Она не ко всем людям охотно подходила, а Настю просто Вдруг, почуяв запах зайца, собака помчалась в сторону в сторону Слепой елани. Там она и увидела маленького тонущего человека, которому с удовольствием выбраться.
После этого Митраша стал для Травки лучшим другом. В нем она увидела ту же доброту и заботу, которую к ней при жизни проявлял Антипыч. Настя долго корила себя за жадность и решила отдать всю собранную ягоду голодающим детям из Ленинграда.
Так благополучно закончился сказ Пришвина.
С тех пор Травка жила с ребятами в селе.
Кстати, в тот день Митраше также удалось застрелить самого страшного волка в округе,
которого все с опаской называли Серым