сослуживцы по полку боготворят заводилу, буяна и искусного стрелка сильвио. но у него появляется соперник – новоопределившийся юноша-граф из богатой фамилии, который сильнее нравится женщинам и тратит больше денег на друзей. соперничество между ними доходит до дуэли. недруг пробивает своей пулей фуражку сильвио всего на вершок ото лба, а потом становится под его пистолет, со спокойным презрением поедая черешню.
взбешённый сильвио отказывается стрелять прямо сейчас и выговаривает себе у противника право сделать выстрел в момент, который сам потом выберет. несколько лет он горит мрачной мстительностью, выжидая минуты, когда графу не захочется умирать. наконец сильвио узнаёт: его соперник только что женился на прекрасной девушке. он едет к графу в деревню и требует завершить неоконченную дуэль. чтобы сильнее унизить противника, сильвио разрешает и ему вторично стрелять.
граф вновь промахивается, попадая в висящую на стене комнаты картину. на шум вбегает его молодая жена и падает сильвио в ноги, умоляя не убивать мужа. насладившись смятением и робостью соперника, сильвио отказывается стрелять в него. выходя, он делает выстрел в картину на стене – и метко попадает в след, оставленный пулей графа.
пушкин «повести белкина – метель»молодые дворяне, соседи по имениям, маша и владимир, любят друг друга. но их браку препятствуют машины родители. по предложению владимира маша решает ночью бежать из дома, чтобы съехаться со своим суженым в ближней церкви, обвенчаться там, а потом поставить отца и мать перед свершившимся фактом.
бегство происходит зимой, в страшную метель. маша и избранные владимиром свидетели добираются до церкви, но сам он в густом снегу сбивается с дороги и оказывается совсем в другой стороне. у церкви, где ждёт жениха уже почти лишившаяся чувств невеста, останавливается по дороге в армию гусар. спутав его с владимиром, свидетели подтаскивают гусара к священнику. лишь в конце церемонии пришедшая в сознание маша сознаёт: она обвенчалась не с тем. гусар же, поняв, что влип в неприятную , спешит уехать.
но обряд уже совершён. владимиру теперь нельзя жениться на маше. с горя он уходит на войну 1812с наполеоном и погибает там. обвенчанная с незнакомцем маша несколько лет чуждается всех соискателей своей руки, пока её внимание не привлекает вернувшийся из похода в европукавалерист бурмин. бурмину нравится маша, но он долго не решается приступить к решительному объяснению с ней. наконец, в приливе откровенности он рассказывает ей о причине этого. бурмин женат – он был тем самым гусаром, который раньше венчался с машей церкви. теперь он не узнаёт её. маша открывает бурмину истину, и он падает к её ногам.
пушкин «повести белкина – гробовщик»московский сапожник- готлиб шульце приглашает соседа-гробовщика адриана прохорова к себе на серебряную свадьбу. на торжество собираются окрестные ремесленники. во время попойки один из них предлагает выпить «за здоровье наших клиентов». все гости тут же начинают смеяться над адрианом, говоря, что и ему следует пить за здоровье своих мертвецов.
адриан раньше собирался пригласить соседей к себе на новоселье, но теперь от обиды решает не делать этого. вернувшись пьяным домой и ложась в постель, гробовщик говорит служанке, что лучше позовёт к себе тех, на кого работает: мертвецов православных.
весь следующий день адриан проводит на похоронах купчихи трюхиной. при возвращении вечером домой он видит, как в его калитку входят несколько незнакомых людей. зайдя в комнату, гробовщик обнаруживает: она полна мертвецами, которых прежде хоронили в его гробах. все они радостно прохорова, а один скелет даже порывается обнять его. от страха гробовщик начинает кричать – и просыпается. оказывается, что не только сцена с мертвецами, но и похороны трюхиной пригрезились ему в хмельном сне после попойки у немца.
пушкин «повести белкина – станционный смотритель»станционный смотритель самсон вырин имеет от покойной жены дочь дуню – девушку необычайной красоты. в неё влюбляется остановившийся раз на станции богатый гусар минский. притворившись больным, гусар остаётся у смотрителя несколько дней. за это время он близко сходится с дуней и, уезжая, предлагает ей прокатиться вместе до церкви на окраине села.
укатив с гусаром, дуня не возвращается. её безутешный отец узнаёт из подорожной, что минский ехал в петербург. станционный смотритель отправляется в столицу, находит минского и требует вернуть дочь. но минский уверяет, что дуня уже отвыкла от своего прежнего бедного состояния и будет счастлива с ним. вырина он прогоняет. смотритель начинает следить гусаром, узнаёт дом, где живёт на деньги минского дуня, и пробивается в её комнату. дуня, увидев отца, падает без чувств, а минский опять выбрасывает его на улицу.
не сумев добиться правды, смотритель возвращается на свою станцию, спивается и умирает. через несколько лет соседи видят, как на его могилу приезжает богато одетая барыня с тремя маленькими детьми и долго лежит на кладбищенском холмике.
В декабре 1900 года в газете «Одесские новости» был впервые опубликован рассказ А. И. Куприна под названием «Тапёр». Как утверждал автор в одной из ссылок к своему произведению, основано оно было на событиях, которые на самом деле имели место быть. Однако тем самым Куприн хотел лишь подчеркнуть его реалистичность. Анализ документальных фактов подтвердил, что никакого композитора по имени Юрий Азагаров не было.
Сюжетная линия рассказаЮрий Азагаров в рассказе — четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых — богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.
Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.
В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах. Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость — тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика. Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.
Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.
Идейное содержание произведенияТема рассказа Куприна — искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценён по достоинству и вознаграждён.
Композиция рассказа двухчастная и построена на контрасте. Первая часть — описание роскошного дома Рудневых и их беспорядочного, бесшабашного образа жизни. Вторая часть — скромный, маленький тапёр, который своим внешним видом может вызвать только жалость. К концу рассказа соотношение меняется: все гости дома Рудневых находятся во власти звуков, извлекаемых Юрием из пианино.
Нельзя не заметить, что Куприн заостряет внимание читателя на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем для маленького тапёра стал приход к Рудневым Рубинштейна.
Небольшой, но трогательный рассказ А. И. Куприна «Тапёр» лёгок в прочтении и затронуть самые глубинные струны души любого человека.
Ознакомившись с анализом рассказа «Тапёр», вы обязательно пожелаете прочесть и другие сочинения по произведениями Александра Ивановича Куприна: