Перебрав множество произведений А. С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума… ", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась обществом и властью. Известны и случаи из истории, когда свободомыслящий человек объявлялся сумасшедшим, как, например, П. Я. Чаадаев, с которым А. С. Пушкин был лично знаком; Чаадаев был первым, кого в России объявили сумасшедшим по политическим причинам. Возможно, именно этот случай вдохновил Пушкина к созданию этого стихотворения. Также в год, когда это стихотворение было написано, автор находился в Петербурге, под жестким контролем властей, и можно предположить, что в этот момент его творчество выражало безысходность и бессилие в борьбе с царизмом. Вольность слова А. С. Пушкин в этом стихотворении сравнивает со свободой физической: он резво пускается в темный лес, заслушивается волн, полон счастья, глядит в пустые небеса, он сравнивает себя с вихрем, ломающим леса и разрывающим поля. Мне кажется, что в этой фразе, в этом сравнении автор сопоставляет стихотворство, наносящее удары по самодержавию, с ураганом, неистовым и сокрушительным, в своей силе не осознающем опасности. А опасность эта есть, и очень серьезная, ведь, как мы знаем из биографии Пушкина, власти, недовольные его стихами, всегда находили заставить замолчать, - ссылкой ли, унизительными ли приказами… …И страшен будешь как чума, Как раз тебя запрут, Посадят на цепь дурака… Однако А. С. Пушкин в первой строфе отмечает, что он не дорожит своим разумом, и его страшат только наказание, потеря друзей, позор и одиночество. Яркое, эмоциональное начало стихотворения, призыв высшей силы, бога, для того, чтобы отгородиться от столь желанного "сумасшествия", заставляет читателя проникнуться чувствами автора, понять самую суть переживаний. Здесь также использована анафора: …Нет, легче посох и сума, Нет, легче труд и глад… Эти слова особенно подчеркивают противоречивые эмоции и отрицание своего желания "сойти с ума". А в строках …И я б заслушивался волн, И я глядел бы, счастья полн, В пустые небеса… повторы придают подвижность, живость стихотворению. Заканчивается же это произведение контрастным противопоставлением воли и неволи: яркий голос соловья – брани ночных смотрителей, глухой шум дубрав – визгу и звону оков. Этот контраст великолепно завершает стихотворение, обобщая идею и логично приводя к некому выводу, скрытому от нас. Эта эмоциональность, выразительность, художественно яркая идея, столь распространенная в творчестве поэта, и привлекли мое внимание. И мне хотелось бы перечитать это стихотворение, такое простое на первый взгляд, но таящее в себе множество загадок, связанных с жизнью, биографией А. С. Пушкина. Хотелось бы перечитать и найти для себя новые и новые моменты, много значащие для этой вечной темы – темы Свободы.
Это "набросок" сочинения: Татьяна - является милым идеалом Пушкина. ( Образ Татьяны Лариной стал собирательным образом "Тургеневской барышни". ) Татьяна Ларина - апофеоз русской женщины. "Но я другому отдана И буду век ему верна." Высказала она это именно как русская женщина, в этом её апофеоз. Она высказала правду: "я вас люблю", потому ли,что она, "как русская женщина", не на смелый шаг,не в силах пожертвовать обаянием почестей,богатства, светского своего значения? Нет, русская женщина смела( вспомним письмо Татьяны к Онегину, это первый случай, когда женщина первая признаётся в чувствах, да ещё в такой открытой искренней форме) . Русская женщина смело пойдёт за тем,во что поверит, и она доказала это. Но "она другому отдана и будет век ему верна". Кому верна? Да, этому генералу, ее мужу,честному человеку,ее любящему, ее уважающему и ею гордящемуся. Пусть ее "молила мать",но ведь она, а не кто другая,дала согласие,она ведь,она сама поклялась ему быть честной женой его. Пусть она вышла за него с отчаяния,но теперь он ее муж, и измена ее покроет его позором,стыдом, убьёт его. А разве может человек основать своё счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Ей бежать из-за того только,что тут моё счастье? Но какое же может быть счастье,если оно основано на чужом несчастии? Скажите,мола ли решить иначе Татьяна, с ее высокой душой,сердцем,столько пострадавшим? Нет: чистая русская душа решает вот как: "Пусть,пусть я одна лишусь счастья, пусть моё несчастье безмерно сильнее,чем несчастье этого старика,пусть,наконец,никто и никогда, а этот старик тоже, не узнают моей жертвы и не оценят ее,но я не хочу быть счастливою,загубившей другого!"
Олег(прозвище Вещий) - князь Новгородский (879-912) Олег был очень предприимчивым и воинственным. Как только власть оказалась у него в руках,Олег задумал захватить водный путь в Грецию,а для этого приходилось завоёвывать всех славян,живших по Днепру. Внутренняя политика князя Олега,как и других древнерусских князей, была сведена к сбору подати с покорённых племён. Дано была едина на всей территории Руси. В 907 году князь Олег совершил удачный поход на Византию. После этого похода все дивились уму и хитрости великого князя Олега,стали слагать легенды,будто он одарён особенными свойствами и прозвали его Вещим (чародеем).
В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась обществом и властью. Известны и случаи из истории, когда свободомыслящий человек объявлялся сумасшедшим, как, например, П. Я. Чаадаев, с которым А. С. Пушкин был лично знаком; Чаадаев был первым, кого в России объявили сумасшедшим по политическим причинам. Возможно, именно этот случай вдохновил Пушкина к созданию этого стихотворения. Также в год, когда это стихотворение было написано, автор находился в Петербурге, под жестким контролем властей, и можно предположить, что в этот момент его творчество выражало безысходность и бессилие в борьбе с царизмом.
Вольность слова А. С. Пушкин в этом стихотворении сравнивает со свободой физической: он резво пускается в темный лес, заслушивается волн, полон счастья, глядит в пустые небеса, он сравнивает себя с вихрем, ломающим леса и разрывающим поля. Мне кажется, что в этой фразе, в этом сравнении автор сопоставляет стихотворство, наносящее удары по самодержавию, с ураганом, неистовым и сокрушительным, в своей силе не осознающем опасности.
А опасность эта есть, и очень серьезная, ведь, как мы знаем из биографии Пушкина, власти, недовольные его стихами, всегда находили заставить замолчать, - ссылкой ли, унизительными ли приказами…
…И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака…
Однако А. С. Пушкин в первой строфе отмечает, что он не дорожит своим разумом, и его страшат только наказание, потеря друзей, позор и одиночество.
Яркое, эмоциональное начало стихотворения, призыв высшей силы, бога, для того, чтобы отгородиться от столь желанного "сумасшествия", заставляет читателя проникнуться чувствами автора, понять самую суть переживаний. Здесь также использована анафора:
…Нет, легче посох и сума,
Нет, легче труд и глад…
Эти слова особенно подчеркивают противоречивые эмоции и отрицание своего желания "сойти с ума". А в строках
…И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса…
повторы придают подвижность, живость стихотворению.
Заканчивается же это произведение контрастным противопоставлением воли и неволи: яркий голос соловья – брани ночных смотрителей, глухой шум дубрав – визгу и звону оков. Этот контраст великолепно завершает стихотворение, обобщая идею и логично приводя к некому выводу, скрытому от нас.
Эта эмоциональность, выразительность, художественно яркая идея, столь распространенная в творчестве поэта, и привлекли мое внимание. И мне хотелось бы перечитать это стихотворение, такое простое на первый взгляд, но таящее в себе множество загадок, связанных с жизнью, биографией А. С. Пушкина. Хотелось бы перечитать и найти для себя новые и новые моменты, много значащие для этой вечной темы – темы Свободы.