Рукописные книги создавались в мастерских-скрипториях . В столице Византии Константинополе скрипторий основал Констанций II, при котором также в столице появилась публичная библиотека (в 475 году в ней насчитывалось 120 000 книг). Скриптории были также при монастырях, крупнейший из них работал в Студийском монастыре. Для того, чтобы строки выходили ровными, пергамен разлиновывался пластинкой из мягкого свинца, позднее для этой цели использовался грифель. Текст каллиграфы наносили чернилами с тростникового пера ,деревянной палочки, позднее использовались также птичьи перья. Со временем листы некоторых рукописей стали окрашивать в разные цвета, текст выполнялся цветными чернилами. Начало нового абзаца писалось красными чернилами. Каллиграфов, писавших начала абзацев, называли рубрикаторами (от латинского «рубер» — красный). Появилось мягкое и округлое унциальное письмо, удобное для исполнения на пергамене пером, расцвет его приходится на 4 век.Так как пергамен был очень дорог, его часто использовали повторно — тексты смывали специальными составами, скоблили пемзой и писали новые. Рукописи, выполненные на пергамене повторного применения, называются палимпсестами. Бо́льшей частью таким образом в средние века уничтожались античные книги, однако известны и обратные случаи — в эпоху высокого средневековья уже тексты античных авторов писались поверх произведений отцов церкви.
Падение Римской империи в 5 веке уменьшило её культурное влияние на остальной мир. В Западной Римской империи традиции письма латынью хранили в монастырях, так как сначала Кассиодор в монастыре Вивария, а позже Бенедикт Нурсийский в 6 веке подчеркнули важность переписывания текстов. Это очень повлияло на значимость книг в период Средневековья, хотя тогда книги, в основном, читало духовенство. До изобретения и широкого распространения печатного станка практически все книги копировались от руки, ввиду чего рукописные издания были довольно редки и дороги. Небольшие монастыри обыкновенно имели несколько десятков книг, в распоряжении более крупных насчитывалось до нескольких сотен; к 9 веку крупной считалась коллекция в 500 книг, и даже к концу периода Средневековья папская библиотека в Авиньоне и собрание книг Сорбонны насчитывали лишь около двух тысяч изданий
На початку твору, Федько виступає у ролі розбишаки, якому немає ніякого діла до думки інших. Його поведінка явно націлена на привернення уваги, або ж звичайні пустощі просто виливаються у серйозні неприємності. Проте навіть в образі "халамидника" він має важливу якість, в якій ніхто не може сумніватись, а саме чесність. Ця важлива чеснота можливо і вплинула на подальші події твору.
Його вчинок ння Толі, а згодом і брехня заради Толі, докорінно змінюють наше ставлення до Федька. З цієї частини твору Федько постає у ролі благородно лицаря, проте недооціненого, скоріше всього через його минулі справи. На мою думку, саме через це ніхто з гаючих ненаважився відмовити його від такого вчинку.
Отже, Федько - благородна людина, завжди готова прийти на до проте постійно ховаючись за маскою розбишаки він не міг проявити цієї якості. Тільки наприкінці твору, після смерті Федька, інші герої, а саме його друзі, близькі, родичі, односільчани, змогли побачити у ньому того "благородного лицаря".