1)У Валька не было настоящих родителей, у Васи-были, но мама умерла и отношения в семье изменились. У каждого из мальчиков было по сестре. Маруся была не привередлива и была благодарна тому, что есть, а сестра Васи-изалованная, но даже в капризной душе нашёлся лучик доброты и девочка поделилась куклой с бедной больной девочкой.
2)Оба мальчика были "разгульными", Валек-полностью, а Вася-почти "уличные". Автор сравнивает Васю с "диким деревом", за которым никто не следит.
3)В начале рассказа Вася не видит в отце родной души, а в конце понимает, что он-тоже его человек. Валек к Тыбурцию относится, все же, с небольшим уважением, но любит егоя как родного отца.
4)Оба мальчика видели в сестрах утишение, голубой оазис в песочной пустыне жизни.
Но перед своим отъездом на Сечь, Тарас принимает своих сыновей. Он смеется над их одеждами как бы шутя, но на самом деле у него жесткие требования к сыновьям: “Вы должны смело стоять за веру свою и все казачество”, “Если продадитесь и измените родине, то лучше пусть вы сгинете к чертям”. Но при этом Тарас относится к своим сыновьям, как к товарищам.
Перед боем с поляками Бульба воодушевляет казаков на бой, давая им “доброго” вина и говоря речь. Этим самым Бульба настраивает казаков на бой, чтобы их не убили и они постояли за товарищество. Тарас считает, что на свете нет уз крепче, нежели уз товарищества, а русское товарищество - лучшее в мире.
Когда Бульба умирает, он заботится не о себе, а о своих товарищах. Тарас рад, что его друзья благополучно уплывают от врага. Он “жертвует” собой ради веры, земли родной и товарищей.
Образ Тараса дорог Гоголю, автор дает понять, что таких людей, как старый казак Бульба можно счесть по пальцам. Гоголь восхваляет этот образ, образ бесстрашного полковника, который борется за свою честь, веру и отчизну.