РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С.Пушкин
Словесность наша явилась вдруг в 18 веке.
А.С.Пушкин
Петровские реформы определили решительный перелом в русской жизни, Начался новый период истории России. Новый характер приобретает и литература, прежде всего поэзия. Это время формирования и расцвета классицизма, время утверждения русского просветительства. Конец столетия ознаменован появлением писателей-сентименталистов и стремлениями к демократизации поэзии.
Русская литература 18в. восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
Имена
Феофан Прокопович
А.Д.Кантемир
В.К.Тредиаковский
М.В.Ломоносов
А.П.Сумароков
В.И.Майков
М.Д.Чулков
Н.И.Новиков
В.В.Тузов
М.М.Херасков
Д.И.Фонвизин
Г.Р.Державин
А.Н.Радищев
И.А.Крылов
Н.М.Карамзин
И.И.Дмитриев
Направления: классицизм, сентиментализм, усиление реалистических традиций.
Расцвет жанра оды, сатиры.
ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (русская классическая литература 19 века)
«Глаголом жечь сердца людей»
А.С.Пушкин
19 век- век расцвета русской классической литературы, в котором с наибольшей полнотой проявилось её национальное своеобразие и в котором её общечеловеческое значение было признано всем светом.
«Гигант Пушкин- величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России… беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой… Достоевский и чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси… Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в 19 веке, но и поражающее разнообразие их».
А.М.Горький
Постановка важнейших социальных и нравственных вопросов, глубокое содержание, общечеловеческая значимость образов, народность, реализм, высокое художественное совершенство русской классической литературы определили её влияние на литературу всего мира.
Русская литература 19 века обогатила мировую культуру новым пониманием человека, она дала новые формы словесного искусства и неизмеримо повысила уровень нравственных притязаний человечества, открыто и во всеуслышание сказав о безграничности бытия и духовных возможностях людей.
Классическая литература- канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА
20 век- век военных и революционных потрясений- вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.
На рубеже 19- 20 веков сохранялась традиция русской классической литературы, которая достигла вершины и ,казалось, предела в своём развитии. Превзойти Достоевского, Толстого, Чехова было невозможно, надо было искать, создавать что-то новое. Особенно бурно в это время стала развиваться поэзия, получившая название поэзии Серебряного века. Поэзия была представлена разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом. В острой полемике одно течение сменялось другим. Приверженцы символизма- В.Брюсов, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, А.Блок, К.Бальмонт и др. Акмеисты- С.Городецкий, Н.Гумилёв, М.Кузмин, А.Ахматова и др. Футуристы- Д.Бурлюк, В.Хлебников, А.Кручёных, В.Каменский, В.Маяковский и др.
После Октябрьской революции 1917 года одни крупные поэты остались в Стране Советов, другие оказались за рубежом. Судьбы всех были необычайно трудными. Кончили жизнь самоубийством С.Есенин, В.Маяковский, М.Цветаева. Были расстреляны или погибли в лагерях Н.Гумилёв, Н.Клюев, О.Мандельштам, Б.Корнилов, И.Бабель, Б.Пильняк и др. Ещё в 20-е годы из России уехали писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн,, А.Толстой, И.Шмелёв, М.Цветаева и др.(некоторые позднее вернулись на Родину).
В литературе 20-х годов господствовала тема Гражданской войны, с 1930 года началось художественное осмысление свершившихся в стране событий (М.Горький, М.Шолохов, А.Толстой, Н.Островский, Я.Смеляков, Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Твардовский и др.).
С 1941 года главная тема- Великая Отечественная война и народный подвиг (М.Шолохов, Б.Полевой, А.Фадеев, А.Твардовский, К.Симонов и др.).
Позднее о ВОВ напишут Ю.Бондарев, В.Закруткин, В.Быков, В.Некрасов и др.
В литературу в период «оттепели» приходит новое поколение писателей- В.Аксёнов, С.Залыгин, В.Дудинцев, И.Бродский, Ю.Домбровский, Ю.Трифонов, А.Солженицын и др.
Развивается драматургия (А.Арбузов, А.Вампилов, В.Розов, А.Володин, Е.Шварц и др.
Объяснение:
Некоторые исследователи предлагают дробные классификации легенд, или так называемые тематические группы. Например, классификация В.Н.Морохина:
Космогонические – о возникновении Вселенной, о сотворении земли, о происхождении неба, солнца, звезд – о миротворении.
Зоогонические – о происхождении животного и растительного мира: о возникновении тех или иных млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и растений, в них дается разъяснение определенных качеств, присущих обитателям земли.
Этногонические – истории, связанные с появлением отдельных народов и племен.
Религиозно – апокрифические – о святых, о боге, о божественных сил человеку, как решить непосильную задачу, одаривают нуждающихся.
Социально-бытовые – о быте, традициях, родственных отношениях людей.
Об исторических событиях или лицах
Последняя группа легенд является разновидностью преданий.
- Что мы называем преданиями? Чем они отличаются от легенд?
Предания – устные рассказы, повествующие о событиях, лицах или фактах далекого Основная функция преданий – информативная.
Группы:
О древних насельниках Забайкалья: о даурах, баргутах, тунгусах, гуранах.
О русских землепроходцах: имена, пути передвижения, строительство первых опорных пунктов, о взаимоотношениях с аборигенами края и соседними государствами – Монголией, Китаем.
О русских первопоселенцах: обживание края, хозяйственная деятельность.
Об исторических лицах: о протопопе Аввакуме – первом ссыльном в Забайкалье, о декабристах, об участниках польского восстания 1830 г., находившихся на каторге в Акатуе.
О развитии горных промыслов: открытие рудников, приисков, заводов; о работе, жизни, быте старателей.
О старообрядцах: переселение семейских в Забайкалье.
- Какие же легенды и предания бытуют на нашей земле?
II. Карта Читинской области. «Стоптанный башмак».
Вот наше Забайкалье. Чита – на высоте 600 м над уровнем моря.
- Знаете ли вы, откуда произошло название города Чита?
Об этом мы тоже можем узнать из легенд. Например, из легенды «Читинка», которую мы можем найти и прочитать в сборнике забайкальского писателя-фольклориста Николая Кузакова.
* Читарги (Чита – береста, арги – лес) – хребет, покрытый березовым лесом.
По форме Читинская область напоминает стоптанный башмак. Опираясь на границу с Монголией, башмак повернут носком в сторону Байкала. Опора его – Монголия в песках и в горах – вся желтая. Это уже пустыня. Верхняя часть башмака прикрыта зеленой затаеженной низиной – видятся бесконечные лиственничные леса Якутии. Дальше – рукой подать до полярного круга.
Зима у нас длиннее лета, потому и накапливается в недрах вековой холод. Вот отчего такой резко континентальный климат, отчего такие температурные контрасты.
Читинская область занимает 431,5 тысячи кв метров. По площади равна Японии. В Японии живет 120 мил, у нас – в сто раз меньше.
- Как родилась наша даурская земля?
2. Легенда «О рождении Даурии». (из книги Елены Георгиевны Иманаковой «Сказания о Земле Даурской). Художественное исполнение учащимся.
О рождении Даурии.
С давних-предавних пор стоит в наших пределах земля Даурская. Всякого человека и зверя радует. А ведь была и она молода, и к ней сватов из далеких краев засылали. Повели тогда разговоры Урал скалистый да Сибирь бескрайняя о приданом для своей меньшой. И решила мать-Сибирь: пусть будет у Даурии зверья немерено да птиц несчитано. Пошарил Урал-батюшка по карманам и высыпал на ладошки младшенькой кучу каменьев самоцветных. Тут и братья с сестрами раскошелились: кто непроходимыми лесами и бескрайними степями одарил, кто с пяток горных хребтов пожертвовал. Старшой Байкал пригоршню блюдец-озер и цепочек-речек для сестры не а кто-то даже песчаные пустыни подбросил: мол, для хорошего родственника ничего не жалко.
Принарядилась красавица Даурия. Весной она в бело-розовую дымку кутается, летом в зеленых нарядах хороводы водит, а для осени золотой сарафан сшила. И нет ей равных в красе и богатстве.
Спустя годы пришли на эту славную землю люди – тунгусы, буряты, русские. И зажили они счастливо в трудах и заботах.
- Удивительно красивая легенда. А как заканчивается легенда?
Забайкалье – особая территория. Это земля, на протяжении многих тысячелетий служившая своеобразным коридором, по которому двигались малые и большие народы и племена. Это «великое кочевье».
Территория Забайкалья – уникальна. С давних времен можно наблюдать сосуществование, сочетание самобытных культур народов – коренных тунгусов (эвенков), бурят, пришедших позднее в эти места русских: казаков, семейских, горнозаводских специалистов.
Мир легенд и преданий народов Забайкалья многогранен и многокрасочен. Отражает в себе своеобразные этнические и бытовые реалии, этические и эстетические представления населения, описания особой красоты таежной природы, богатства подземных недр, уникальность животного мира.