Тема произведения: в пьесе высмеивается тщеславие мещанина Журдена, который изо всех сил подражает дворянам. Мольер также обличает дворян Доранта и Доримену, которые цинично обкрадывают Журдена, пользуясь его наивностью. Поэтому можено сказать, что комедия "Мещанин во дворянстве" представляет собой злую сатиру и на буржуазию, и на дворянство того времени.
Идея произведения: Идея пьесы состоит в том, что тщеславие ни к чему хорошему не приводит, а знатность человека ни о чем не говорит - и дворянин может оказаться мерзавцем. А стремление слепо подражать кому-либо выглядит нелепо и смешно.
Мнения об отцовстве А. Н. Толстого
Сомневались в графстве Толстого эмигранты Иван Бунин, Роман Гуль, Нина Берберова, мнение которых по данному вопросу, однако, нельзя считать непредвзятым.
Бунин в дневнике в предпоследней записи от 23 февраля 1953 года высказался именно по этому поводу: «Вчера Алданов рассказал, что сам Алёшка Толстой говорил ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом поехал к своему мнимому отцу графу Ник. Толстому и упросил узаконить его — графом Толстым»[7].
Роман Гуль в своих мемуарах утверждает, что А. Н. Толстой не был биологическим сыном графа Николая Толстого (ссылаясь на других, бесспорных сыновей графа[8]).
Алексей Варламов (автор биографии Толстого, изданной в 2006 году в серии ЖЗЛ) указывает, что свидетельство Гуля вызывает серьёзные сомнения (учитывая негативное отношение мемуариста к А. Н. Толстому). Тот же автор приводит письменное свидетельство Александры Леонтьевны Толстой — написанные ею два письма к Бострому от 3 и 20 апреля 1883 года, из которых следовало, что настоящим отцом ребёнка является граф Толстой, а зачатие произошло в результате изнасилования.[9] Однако тот же автор приводит письменное свидетельство в пользу другой версии: Александра Леонтьевна Толстая в своё время поклялась протоиерею самарской церкви что отец ребенка — Бостром[6]. Возможно, позднее Александра Леонтьевна поняла, что её сыну гораздо лучше быть законнорождённым графом, и начала многолетнюю тяжбу о законности его рождения, фамилии, отчества и титула. Тяжба эта завершилась успехом лишь в 1901 году, когда А. Н. Толстому было уже 17 лет[6].
Сергей Голицын в книге «Записки уцелевшего» утверждает: "Помню один рассказ дяди Альды из его архивных поисков. Где-то он раскопал копию обращения матери писателя А. Н. Толстого на царское имя: она просит присвоить её малолетнему сыну фамилию и титул своего мужа, с которым не жила много лет. Выходило, что классик советской литературы вовсе не третий Толстой. Дядя показал этот документ Бончу. Тот ахнул и сказал: «Спрячьте бумагу и никому о ней не говорите, это государственная тайна».[10]
Детские годы будущего писателя в небольшом хуторе имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время — пос. Павловка в Красноармейском районе).
В 1897—1898 жил вместе с матерью в городе Сызрань, где учился в реальном училище. В 1898 переехал в Самару.

Музей-усадьба А.Н. Толстого в Самаре
Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, Алексей Толстой был отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня».
В Первую мировую войну — военный корреспондент. Совершил поездку во Францию и Англию (1916).