Говоря о добре, нельзя не сказать и о тех, кто это добро олицетворяет.
Несомненно, главный герой повести "Капитанская Дочка" — Емельян Пугачёв. Этот персонаж появляется и сравнительно в начале, и в конце произведения. Сперва мы замечаем только лишь его внешность, какие-то незначительные черты характера... но затем, и очень неожиданно, раскрывается и его истинная сущность.
Пугачёв занимается восстанием, казнью дворян и невольных. Он сплачивает вокруг себя всё местное население, воюя против оккупантов-дворян. И тут противостояние протагониста Петра Гринёва и антагониста Емельяна Пугачёва разгорается вновь. В то время как Пётр потерян в жизни, не знает, чего ждать дальше, и только хочет воевать за свою строну, против идейного противника, Пугачёв показывает ему, что все речи о нём — ложь. На пути к своей финальной цели — Пугачёву — Пётр познаёт все ужасы войны, весь её ужас и бессмысленность. Теряя товарищей одного за другим, он наконец достигает цитадели Пугачёва, но тот не убивает его. Напротив, он раскрывает ему глаза на мир, на войну и на то, чего на самом деле стоит страшиться. Именно Пугачёв олицетворяет собой добро — не бунтом, не казнями, но состраданием к людям, к народу. Это и есть та "капля добра", которую можно почерпнуть из повести — сострадание, щедрость, милосердие.
Объяснение:
1) Тамань
Глава построена на противопоставлении. Анализ «Тамани» придётся строить на изучении композиции. Происходит соединение возвышенного и низменного, романтизма и реализма. Контрабандист живет грабежом, Печорин ворует покой бедных людей. Таинственность Ундины превращается в буйство морской русалки. Слепой видит лучше зрячих, причем он видит души тех, кто его предаёт. Мир моря меняется на нищету и убогость домика на берегу. Пейзаж будто выступает против грязи в обществе, заставляющем людей жить грабежами.
Объяснение:
2) Максим Максимович
В этой главе автор уделяет особое внимание внешнему образу персонажа. Только в конце повествования мы узнаём о внешности Печорина, его манерах, впечатлении, которое он производил на людей. Печорин имел аристократическую внешность, в нём чувствовалась “порода”, “воспитание”. Он был щёголем, но скорее не из-за желания , а благодаря привычке иметь всё лучшее, быть аккуратным, ухоженным.
О многом говорил взгляд персонажа: когда он улыбался, глаза оставались безучастными. Это говорит о том, что Печорин – либо злой, скрытный человек, либо – это отпечаток грусти, безграничной тоски, боли. Какой-то надлом был в его осанке, в том, как герой сидел, двигался, говорил. Безучастность и безразличие, отсутствие жажды жизни – всё это читалось в образе Печорина. Он понимал, что его путь подходит к концу и торопил события, чувствуя развязку.
Иван по прозвищу Цыганок. Цыганок — подмастерье в доме Алешиного деда. Это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. Первое знакомство с ним как с человеком произошло у Алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь. Цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут. Цыганок признается в том, что он «жуликоватый». В восприятии Алеши Цыганок ассоциировался с героями русских народных сказок: «Я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка». От бабушки Алеша узнал, что Цыганок — «подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке».
Цыганок и впрямь был жуликоватый. Он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. Ему это было интересно, да и со стороны Алешиного деда он не встречал порицания. Только бабушка Алешина говорила, что Цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить.
Цыганок погиб, его задавило крестом.
Бабушка и Цыганок были Алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. Эти два человека ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием.