В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник.
В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества» . В мире бушующих стихий идиллия невозможна. Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей» ? «Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений» . Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, достигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана» . Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние) , два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного») , две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу) , два Петербурга («Петра творенье» , «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца) . В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности. «Медный всадник» это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «Петербургская повесть») .
«Того, чьей волей роковой Под морем город основался…» Может быть, не случайно, в безумстве стихии, принесшей огромное разрушение городу, памятник Петру устоял? И вот теперь сама Россия как будто вздернута Петром над бездной. Автор задается вопросом - куда теперь поскачет взнузданный им конь государственности? Но, несмотря на все противоречия, приведенные автором, через всю поэму проходит образ Петра, «как мощного властелина судьбы», хотя его реформаторские начинания имели различные оттенки и исторические последствия.Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве Пушкина тему Петра I. Она была написана в 1833 году. Само название поэмы подчеркивает намерение автора осветить историческую роль Петра и события той эпохи. Уже первые строки вступления к поэме рисуют монументальный образ Петра – реформатора. Он предстает перед нами в тот момент, когда принимает важнейшее для всей российской истории решение о строительстве Петербурга: «Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам…» Россия должна была утвердиться на берегах Балтики, это было необходимо для процветания страны, для выхода в Скандинавию. В начале первой части поэмы восторженное настроение автора перед событиями петровской эпохи уступает место чувству смятения, тревоги. Появляется ощущение надвигающегося хаоса, разбушевавшейся стихии. Уже по-иному предстает перед нами и образ Петра: «О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?» И образ красивого, блистающего города сменяется картиной страшного, разрушительного наводнения, сметающего все на своем пути. Теперь уже Петр выступает как виновник случившейся стихии, ведь это он принял решение построить город «под морем»:
В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества» .
В мире бушующих стихий идиллия невозможна. Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей» ?
«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений» . Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, достигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана» .
Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние) , два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного») , две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу) , два Петербурга («Петра творенье» , «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца) . В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности.
«Медный всадник» это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «Петербургская повесть») .