Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый распространённый среди них - сюжет-путешествие, когда герой отправляется "за тридевять земель" либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить опасное задание. На пути ему встречаются враги и он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и выходит из неё победителем. Именно для волшебной сказки характерна цепная композиция с троекратными повторами: Иван-царевич три раза сражается со Змеем Горынычем, царевна- лягушка трижды выполняет задания и т. д. Возможны неожиданные повороты сюжета: младший сын сжигает лягушачью шкурку и отправляется в путешествие, чтобы найти возлюбленную. Главному герою обычно противостоят сверхъестественные злые силы: Баба Яга, Кощей Бессмертный и т. д. Однако он сражается с ними не в одиночку, на герою приходят чудесные животные (серый волк) и волшебные предметы (клубочек, зеркальце, башмаки) . В финале герой одерживает победу, освобождает возлюбленную и возвращается домой. Такая развязка не случайна: главный герой - сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. Таким образом, сказка предлагает читателю устойчивую систему ценностей: добро вознаграждается, а зло наказывается. Художественное пространство сказки организуют не только троекратные повторы, но и традиционные зачины ("В тридевятом сказке, в тридесятом государстве жили-были… ") и концовки ("И стали они жить-поживать да добра наживать"). Волшебные сказки долгое время существовали в устной форме, передавалась от рассказчика к рассказчику.
Главный герой рассказа «Юшка» - человек, который обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его души не имеет границ. Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают на счастье. Трагедия рассказа заключается в том, что окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него камни и обижают презрительными словами. Однако наш герой воспринимает это как любовь к себе, ибо в его мировоззрение отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения. Единственный человек, который относился ему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он воспитал. Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все - таки она решает остаться в селе, чтобы людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела. Только после смерти Юшки, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни. В своем произведении Платонов показывает нам необходимость быть более открытыми окружающему восприятию. В погоне за призрачными целями мы теряем настоящие приоритеты, которые заключаются в любви и понимании. А вместо того, чтобы прислушиваться к людям, которые пытаются на собственном примере показать всю нравственность и духовность человека, беспощадно отталкиваем их от себя.
В этой главе показана беспощадная правда об изнурительных боях за “населенный пункт Борки”, небольшую лесную деревеньку, от которой и осталось-то всего “обгорелых три трубы” Василий Тёркин всегда может подбодрить своих товарищей хорошей шуткой, поговоркой или репликой. А от населённого пункта осталось только «место черное одно». Он находит в себе душевные силы противопоставить страху и ежеминутному ожиданию смерти чувство юмора, которое соседствует в поэме с трагическим пафосом войны. Комическое и трагическое уравновешивают друг друга, благодаря чему поэма «Василий Тёркин» представляет собой правдивое изображение Отечественной войны. Немудрёные, но весёлые шутки Василия Тёркина удачно соответствуют характеру главного героя, времени и месту их произнесения. Миномётный обстрел в главе «Бой в болоте» изображён с юмором, потому что то же чувство смертельной опасности уже побеждено в душе солдата; миномётный обстрел сравнивается с мирной работой почты: фашист Адреса разведал точно, Шлёт посылки спешной почтой, И лежишь ты, адресат, Изнывая, ждёшь за кочкой, Скоро ль мина влепит в зад.
Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый
распространённый среди них - сюжет-путешествие, когда герой отправляется
"за тридевять земель" либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить
опасное задание. На пути ему встречаются враги и он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и
выходит из неё победителем.
Именно для волшебной сказки характерна цепная композиция с троекратными повторами: Иван-царевич три раза сражается со Змеем Горынычем, царевна-
лягушка трижды выполняет задания и т. д.
Возможны неожиданные повороты сюжета: младший сын сжигает лягушачью шкурку и отправляется в путешествие, чтобы найти возлюбленную.
Главному герою обычно противостоят сверхъестественные злые силы: Баба
Яга, Кощей Бессмертный и т. д. Однако он сражается с ними не в одиночку, на герою приходят чудесные животные (серый волк) и волшебные предметы (клубочек, зеркальце, башмаки) .
В финале герой одерживает победу, освобождает возлюбленную и возвращается домой. Такая развязка не случайна: главный герой - сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания.
Таким образом, сказка предлагает читателю устойчивую систему ценностей: добро вознаграждается, а зло наказывается.
Художественное пространство сказки организуют не только троекратные повторы,
но и традиционные зачины ("В тридевятом сказке, в тридесятом государстве жили-были… ") и концовки ("И стали они жить-поживать да добра наживать").
Волшебные сказки долгое время существовали в устной форме, передавалась
от рассказчика к рассказчику.