Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в
точности приводимые чьи-либо слова.
Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения изла-
гаемой мысли авторитетным высказыванием.
В письменной речи цитаты, как правило, заключаются
в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приво-
дятся не полностью, место пропуска обозначается много-
точием.
Цитаты оформляются следующими предложе-
ниями с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву:
«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;
2) предложениями с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал,
что «...праздная жизнь не может быть чистою» ; 3) предложе-
ниями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусст-
во должно облагораживать людей» .
Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить
мысль:
Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов,
к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал
об этом известный русский поэт В. Брюсов:
Быть может, всё в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.
Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если
соблюдена стихотворная строка.
Надеюсь
Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: «Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы» . Репину же он утверждал обратное: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все; он создал даже Бога» . Это говорит о том, что Горький много размышлял о натуре человека, исследовал ее. Странствования по России, жизнь «в людях» дали почву для таких размышлений. Исследования о человеке выразились в рассказах таких как «Макар Чудра» , «старуха Изергиль» , «Челкаш» и др. и воплотились в образ романтичного героя.
Герой ранних романтических рассказов Горького многолик, сложен, но главное для них – это свобода, независимость. Их характер, их жизненная философия не всегда дана прямо. Их образ создается легендами, которые они рассказывают, противостояния с другими героями, пейзажем и портретом.
Один из таких образов – образ Макара Чудры. Идеал Макара Чудры – свободный гордый человек, который выше житейской сферы. Такому человеку «ведома воля» , «ширь степная ему понятна» , «говор морской волны веселит ему сердце» . А человека не свободного он называет рабом, жестко утверждает, что он родился затем, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успеть даже могилу самому себе выкопать. Свободолюбивую натуру Макара Чудры подчеркивают и пейзаж (море, ветер ассоциируется с мятежным духом героя) , и портрет (все в нем непоколебимо, значительно: «сильная поза» , «громадная трубка» , «густые клубы дыма» , «темнота стен» , он не делает ни одного движения и защищает от резких ударов ветра, потому что роднат Макара Чудру «ветер свобода» .
Макар Чудра рассказывает легенду о «Лойко Зобаре и Радде» . Они любили друг друга, но не смогли быть вместе, они – личности гордые и независимые. «Я свободный человек и буду жить, как хочу» . «Волю-то, Лойко, я люблю больше чем тебя» . Герои легенды отражают взгляды самого Макара. Ради свободы они пожертвовали жизнью и любовью. Это говорит о неразрешимости противоречий между гордостью и любовью, но разрешиться это противоречие может только смертью. Для Макара Чудры в их смерти нет ничего удивительного, для него они естественны. У него своя философия и другой он не приемлет.