Л. Н. Андреев поднимает в своем небольшом рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям.
Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки, изменившихся условий ее жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Например, один пьяный грязную и некрасивую собаку, но, когда та легла перед ним на спину, чтобы ее поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога» . Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя» , и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Городская жизнь не согласуется, по мнению дачников, с дворовой собакой, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и у матери взять ее с собой, «на вокзале… вспомнила, что не с Кусакой» . Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама бес темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу» .
В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева
Объяснение:
В первую очередь нужно указать название самого произведения, имя автора. Зачастую об этом забывают, однако, даже если анализ нужно выполнить в форме сочинения, в его начало понадобится внести данные сведения.
Затем следует рассмотреть историю создания стихотворения, осветить факты авторской биографии, которые имеют какую-либо связь с лирическим сюжетом, уделить внимание времени написания текста и истории его публикации. Если есть посвящение, об этом надо написать. Потребуется осмыслить контекст произведения в целом, соотнести его с конкретным этапом поэтического творчества автора, выделить типичные и нетипичные черты. Таким образом выясняют место данного стихотворения в творчестве поэта.
Когда можно выделить определённое литературное течение, к которому относится автор, его нужно указать. Например, если стихотворение написано в традициях футуризма или акмеизма.
Выделяется тема стихотворения. Это своеобразная основа любого текста. Поскольку нередко возникают сложности с отнесением произведения к той или иной теме, принято для начала указывать ведущую тему, выбрав подходящий вариант из нескольких традиционных: пейзажная тема, лирика дружбы, любовная, философская, гражданская, тема поэзии и поэта. Желательно написать о главных мотивах произведения, то есть более узких формально закреплённых подтемах, таких как мотив одиночества, встречи, вражды, тоски, разочарования, изгнанничества. Определяя тему стихотворения, можно научиться понимать его смысл и подтекст.
Важно сказать о развитии конфликта и сюжета в стихотворении. Следует выделить основные события и постараться изложить их, даже если это описание природы: «лирический герой смотрит на...» . Для лиро-эпического жанра характерен развёрнутый сюжет, а в лирических стихотворениях он заметно ослаблен.
На данном этапе, выяснив основную тему и мотивы, развитие конфликта, нужно написать об идее стихотворения. Эффективный метод – попробовать задать проблемные во к произведению, определяя его суть, подтекст. Проблема обычно вводится в подтекст, редко формулируется открыто. Зачастую ученикам школ сложно уловить отличие темы от идеи. Иногда чёткую границу учителя не проводят, в результате в дальнейшем ещё сложнее запомнить специфику идеи. Тема – это то, о чём рассказывается в стихотворении. Идея – это то, для чего написано произведение. Автор облекает идею, которую желает донести до читателя, в поэтическую форму и придумывает конкретное содержание. Но сначала появляется именно идея, она играет основную роль в произведении, определяет его тему, форму, художественные средства.
Затем нужно определить основное настроение стихотворения как оно изменяется. Чаще всего чувства лирических героев описаны в динамике.
Очень важно уметь правильно выделить лирического героя. Даже в литературоведении, среди учёных, мнение о границах этого понятия неоднозначно. Герой лирического произведения проявляет себя только через эмоции, его очень часто полностью уподобляют образу автора, что неверно. Лирический герой и автор могут быть связаны по-разному. Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я» . Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание. В философских поэтических произведениях лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств.
Далее нужно указать, какую композицию имеет произведение. Разделяя текст на смысловые части, легко за развитием сюжета, темы, трансформацией настроения, увидеть главную поэтическую мысль. Надо определить, является ли строфа законченной мыслью, либо несколько строф выражают одну мысль, противопоставляется или сопоставляется смысл строф. Отдельно пишут о роли последней строфы: насколько она значима для раскрытия идеи, содержит ли вывод. Не каждое стихотворение имеет выраженную композицию, анализ зависит от специфики текста.
Объяснение:
нашёл только это
любви, которая по мнению писателя «сильнее смерти и страха смерти» и
которой «держится и движится жизнь» . Воспитание Аси имеет корни в русских
традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь, на молитву, на трудный подвиг» .
Образ Аси очень поэтичен. Именно романтическая неудовлетворенность образа
Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей
притягательность и очарование.
Некрасов после прочтения этой повести написал Тургеневу:
«...она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она –
чистое золото жизни. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к
поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. »
«Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта
любовь закончилась для Аси печально.
Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего
счастья. Автор показывает, как зарождалась прекрасная любовь у
семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как
все оборвалось в одно мнгновенье.
Ася сомневается, что ее можно полюбить, достойна ли она такого
прекрасного юноши. Она стремиться подавить в себе зародившееся чувство. Она
переживает, что дорогого ей брата любит меньше человека, которого и видела-
то всего несколько раз. А ведь господин Н. Н. представился девушке
необыкновенным человеком в той романтической обстановке в которой они
встречались. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно он
не герой, но сумел тронуть сердце Аси. С удовольствием этот веселый ,
беззаботный человек начинает догадываться, что Ася его любит. « Я о
завтрашнем дне не думал; мне было хорошо. » «Любовь ее меня и радовала и
смущала.. . Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня... »
И он приходит к заключению: «Жениться на семнадцатилетней девушке, с ее
нравом как это можно! » Верящий в то, что будущее бесконечно он не
собирается решать судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая по его мнению,
обогнала естественный ход событий, скорее всего не приведший бы к
счастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела
в его жизни встреча с Асей.
Причину несостоявшегося счастья Тургенев обьясняет
безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви.
Отодвигать решение на неопределенное будущее – признак душевной слабости.
Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих
каждую минуту своей жизни.