Рассказ от имени лейтенанта Ивановского о том, как отряд из десяти человек зимней холодной ночью пробирается в немецкий тыл для того, чтобы взорвать базу с боеприпасами. Главный герой, несмотря на молодость, руководит отрядом и готов любой ценой выполнить задачу. А цена оказалась высокой: Ивановский героически погибает в конце повести. Базу с боеприпасами взорвать не удалось, поскольку ее успели перебазировать. Сам Ивановский прямо никого не винит в этом, он просто выполняет свой долг, но, становится понятно, что отряд не был подготовлен к походу должным образом. Смелым и крепким духом мужчинам не хватало тренировки. Руководству не хватало осведомленности. Спешка, суета, неопределенность, слабая подготовка к походу, нетщательный подбор людей для ответственного задания-все эти факторы сказались на результате. Значительное место в повести занимают размышления и воспоминания Ивановского. Находясь в тылу врага, в чудом найденной деревянной баньке, в непосредственной близости с немцами, главный герой спросил у Пивоварова: "Жить, хочешь? ". Простой, казалось бы, вопрос, на который можно ответить только "Да! ". Однако, война меняет слишком многое в сознании человека. Пивоваров ответил: "Жить? Не худо бы. Но… " С одной стороны у этих ребят желание жить обычной жизнью с немудрящими, но такими нужными человеку радостями. А с другой-обыденные военные будни, где смерть ходит настолько рядом, что к этому начинаешь привыкать и перестаешь бояться. Боязнь ничего не сделать для победы больше боязни смерти.
Самым напряженным в повести является заключительный эпизод, когда лейтенант Иваненко с нечеловеческими усилиями добирается до дороги, по которой должны проезжать немецкие генералы. Раненый, замерзший, с ускользающим сознанием, один в холодной зимней ночи он ждет врага, зажав гранату. Ближе к рассвету он начал мучительно понимать, что по этой дороге вряд ли поедет кто-то из командования. На исходе сил он видит повозку с двумя рядовыми немцами. "Но ведь должна же его мучительная смерть, как и тысячи других не менее мучительных смертей, привести к какому-то результату в этой войне",-размышляет автор повести. Ценой неимоверных стараний Иваненко взрывает гранату, умирает сам и забирает с собой одного из немцев. "Хоть какой-то" результат достигнут. Но жизнь 22-летнего парня оборвалась… Не дожил и до рассвета.
Повесть «шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми и лишениями. гоголь повествует о судьбе акакия акакиевича башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. вся жизнь акакия акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «бог пошлет переписывать завтра». даже внешность его в изображении гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». в департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. акакий акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. на службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. с этой шинели в жизни башмачкина и начинаются сплошные неприятности. портной посоветовал акакию акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. в безрадостной жизни героя появляется цель – собрать деньги на покупку новой шинели. башмачкин начинает . он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели». однако изображенный гоголем акакий акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. в этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к башмачкину: «и долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «оставьте меня, зачем вы меня обижаете? » – и в этих проникающих словах звенели другие слова: “я брат твой”». шинель сшита. с этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни баш-мачкина наступает трагический момент. возвращаясь ночью домой, акакий акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «на другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». горе героя так велико, что он умирает. но на службе даже не заметили этого. «исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь». зато в жизни городка со смертью башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». после этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям. в «шинели» гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. гоголь создал жанр социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. белинский объявил гоголя самым ярким представителем реалистического направления в , которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.
Пушкин
Перро
Родари
Пушкин - русский поэт, он здесь лишний. Остальные - зарубежные.