Отворчестве шукшина, можно сказать - жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, - это трудно. тут мы вспоминает киноповесть в. шукшина “калина красная”, написанную в 1973 году. главным героем является егор прокудин. егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. и вот уже иных критиков смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”. критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, , создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а шукшину потому это и удалось, что он - шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице. непоследовательность прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера. прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. это уже логика. его логика - не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята. не быстро и не тихо, а ровным шагом егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти. идет, зная, к чему идет. идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля. звучно и продолжительно удары кирзовых сапог прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным. но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность. прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо. и тут же невольно начинаешь думать, что прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - василия шукшина. время идет. родившиеся в год смерти шукшина становятся сегодня его читателями. для них он невольно - имя классического ряда. но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. народ, правда, живая жизнь. каждое слово - отражение души шукшина, его жизненной позиции - никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.
Приключенческий рассказ про охотника яна, которым овладела мысль подстрелить оленя-великана, по прозвищу олень песчаных холмов. несколько лет ян узнавал повадки оленей, искал их ночлежки, читал следы на снегу, но его поиски не могли увенчаться успехом. один раз ян, охотясь на оленей чуть было не застрелил индейца, тоже охотившегося на этой территории. его звали часка. они подружились, но вскоре разбрелись и больше никогда не виделись. в другой раз ян подстрелил самку оленя песчаных холмов и это убийство наложило глубокий отпечаток в его душе, когда он увидел то, что натворил. влажные глаза раненой самки, истекающей кровью на белоснежном снегу, словно говорили: "в чём я провинилась перед вами? " всю ночь ян провел в сомнениях. но на следующее утро он возобновил охоту на оленя песчаных карьеров и на этот раз его погоня увенчалась успехом. когда он загнал оленя на местность, со всех сторон окруженную болотами, ян уже предвкушал победу над этим благородным животным. внезапно олень вырос прямо перед ним и застыл, глядя прямо в глаза яну. ян мог убить его, но под взглядом оленьих глаз не смог этого сделать. олень ничего не мог ему сказать, он лишь стоял и смотрел яну в глаза, и в его взгляде ян прочитал многое. люди, олени и все живое - это дети одной матери-природы. и охота - это убийство беззащитных животных. ян понял это и не стал убивать оленя-великана. он пощадил его и
(вот