Краткое содержание. Гоголь "Страшная месть ":
События происходят на свадьбе сына бравого есаула Горобца. Среди гостей – его друг и названый брат Данило Бурульбаш. Он приехал с красивой женой Катериной и малым сыном. Веселье в разгаре, но тут есаул выносит две древние иконы и собирается благословить молодых. Один из казаков резко меняется – становится отвратительным стариком. Люди пугаются, узнав в нем колдуна. Есаул иконами выгоняет его.
Данило с семьей едет к себе на хутор по реке на лодке. Вдруг на погосте встают фигуры трех мертвецов. Данило считает это плохой приметой.
В доме Данилы утром вспыхивает ссора с тестем из-за его образа жизни, он ведет себя не как христианин. Они рубятся на саблях, стреляют из мушкетов. Катерина еле упросила их прекратить.
Завтра жена говорит Даниле о сне, где ее отец – это колдун и грязно пристает к ней. Вечером казак видит свет в окне мрачного замка возле хутора. Едет туда, лезет на ветку дерева и видит: тесть колдует, превращается в чудище и мучит душу Катерины, вызванную магией. Разговор супругов. Теперь оба знают правду о тесте.
Колдуна держат в подвале, его выпускает дочь - он обещает отмолить грехи. Катерина не сказала, что выпустила отца.
Рядом с хутором попойка ляхов в корчме, они готовы напасть. Данило угнетен и чует смерть. Ляхи нападают. В битве Данила застрелил тесть. Атаку ляхов отбил есаул Горобець. Колдун творит магию в землянке. Во время ритуала видит лицо мужчины и кричит в испуге.
Катерине снятся ужасы, она делится страхами с есаулом. Ее отец угрожает убить ребенка, если она не сойдется с ним. Ночью младенца в колыбели зарезали.
В Карпатах едет всадник-исполин. Он спит. За ним следует, как паж, младенец.
Катерина сошла с ума. Приехал якобы друг ее мужа, хотел жениться, но она узнала в нем отца, бросилась с ножом, но…колдун ее убил. Люди наблюдают, как в небе по Карпатам скачет огромный витязь. Колдун его узнает и в ужасе скачет к святым местам.
Схимник отказывается молиться за нечестивца, колдун убивает его. Куда бы он ни ехал - попадает в горы. Там его убивает витязь и бросает в пропасть. Мертвецы грызут тело колдуна. Самый большой не может достать и от злости грызет себя.
Бандурист поет легенду о двух братьях: Петр позавидовал Ивану, что тот привез турецкого пашу и получил много денег от короля. Петр убил Ивана, подло сбросив с обрыва. На божьем суде Иван захотел мести: чтобы не было родне Петра счастья, а последний из рода его чтобы был негодяем и был по смерти растерзан сродниками, чтобы Петр не смог дотянуться и отомстить. Самого Ивана бог заставил вечно скакать по горам как туманного витязя.
Легенда учит, что за зло придет расплата и после смерти.
Объяснение:
"- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!"
"- Отчего же стрясся тот мороз?"
" Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. "
"- Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело."
"- Неужто помирать? "
"...покамест не дорубимся до воды "
"- А ежели замёрзнете? "
" А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом?"
Буддизм: "Не причиняй вред другим, так же как ты не хочешь, чтобы навредили тебе".
Зороастризм: "Природа только тогда хороша, когда не делает другому того, что не хорошо для нее".
Индуизм: "Суть всех добродетелей в том, чтобы обращаться с другими так же, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой".
Ислам: "Никто не может считаться верующим, пока он не желает для своего брата того же, что желает для себя".
Иудаизм: "Не делай ближнему своему того, что плохо для тебя. В этом весь закон, все остальное комментарии к нему".
Конфуцианство: "Максимум доброты - это не делать другим того, что не желаешь себе".
Христианство: "Поступайте с человеком так же, как вы хотите, чтобы он поступал с вами".
Мы видим, что сердцевина всех мировых религий, именно религий, а не культов и сект, одна и та же. Это утверждение тех этических принципов, которые необходимы человеку для обеспечения его будущего. Все остальное - формирование тех или иных религиозных мифов, той или иной философии: напластование истории, воздействия цивилизаций, пришедшие еще из дорелигиозных времен.
Все направлено на повышение устойчивости общества, на его выживание.