держи
Объяснение:
Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» . Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе — это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал образом, символизирующим раздумья над характером собственной эпохи. «Гамлет» Шекспира — один из шедевров переводческого искусства Пастернака. Одно из важнейших изречений принца датского в пастернаковском переводе звучит так: «Порвалась дней связующая нить. / Как мне отрывки их соединить! » В уста Гамлета Юрий Живаго вкладывает слова Иисуса Христа из молитвы в Гефсиманском саду, в которой он просит Отца своего об избавлении его от чаши страданий. Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое так и называется — «Гефсиманский сад» . В нем звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом» , и потому Иисус приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек» . Перед нами, в сущности, оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в его стране и во всем мире. Это отказ «железу» , оружию в возможности решить исторический спор, установить истину. И в этом же стихотворении присутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искупления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения. Таким образом, открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. Центральным же образом книги (и книги стихотворений Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь» , той свечи, с которой начался Юрий Живаго как поэт. Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в Нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» . Книга стихотворений Юрия Живаго — это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его «образ мира, в слове явленный»
Критика отмечает, что в произведениях ряда наших писателей обозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумавшись о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя. Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. В число писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы лиҹности, можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, Д.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Распутина, В.Белова и других. Валентина Распутина я читала и раньше: Прощание с Матерой, Живи и помни, Уроки французского. Писатель всегда нравился мне вдумчивым, честным и строгим отношением к жизни. Один из главных его приемов, как мне кажется, умение показать судьбы людей на крутом переломе их жизни, в трагических ситуациях. В Живи и помни это ситуация, когда солдат-дезертир скрывается в своем родном селе (в заброшенной бане), в Прощании с Матерой описывается период, когда жители готовятся переселиться из родной деревни, которую решено затопить. В небольшой повести Пожар мы вновь встречаемся с особой ситуацией. В.Распутин развивает здесь одну из своих излюбленных тем: о корнях человека, о его связи с тем местом, где он родился и вырос, о том, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному вырождению. Окрестные деревни затопили, и жителей шести деревушек свели в поселок Сосновка. Исконные жители этого края называли себя старожилами. А позже понаехали сюда по набору за большими деньгами пришлые, как правило, мало связанные нравственными нормами. Старожилы называют их архаровцами. Приезжих писатель насмешливо называют легкими людьми, не отягощенными хозяйством, постепенно они и составили силу, ничего не боящуюся и не стыдящуюся. Прежде, когда люди жили подолгу на одном месте, их связывали личные и родственные узы. Поэтому и стыд перед сельчанами был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были крепче. Люди почитали совесть, стыд, честь и честность. Потеря внутренней связи между людьми, отсутствие стыда, стыда перед односельчанами, пренебрежение вечными традициями уважения к старшим, скромности, трудолюбия все это приводит к тому, что люди превращаются либо в хищников, либо в бездушных эгоистов. Пожар в повести как бы разделил людей на две группы. Первые те, кто, забыв об опасности, кидается гибнущее добро. Но другие мародерствуют, пытаются нагреть руки и жадность переходит в жестокость и преступление: архаровцы убивают сторожа дядю Мишу Хампо, который не давал им воровать. Одна трагедия влечет и другую: в схватке погибает и воришка по прозвищу Соня.