72 года с того дня, когда весь мир услышал долгожданное слово «Победа!» 9-ое мая. Добрый девятый майский день. В это время, когда оживает вся природа, мы ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! И вместе с этим ощущением приходит понимание, что жизнью мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал и выживал в тех адских условиях. Тем, кто, не щадя себя, работал в тылу, тем, кто погиб при бомбежках городов и сел, тем, чья жизнь мучительно оборвалась в фашистских концлагерях. В День Победы мы соберемся у вечного огня, возложим цветы, вспомним, благодаря кому мы живем и в который раз скажем им за нашу мирную жизнь! А в глазах тех, чьи морщинки хранят ужасы войны, помнят осколки и раны, читается вопрос «Сохраните ли вы то, за что мы проливали кровь в те страшные годы, будете ли помнить о настоящей цене Победы?» У нашего поколения меньше возможности увидеть живых участников боев, услышать их рассказы о том тяжелом времени. Поэтому так дороги мне встречи с ветеранами. Когда вы, герои войны, вспоминаете о том, как отстояли, защитили Родину, каждое ваше слово отпечатывается в моем сердце. Для того чтобы передать грядущему поколению услышанное, сохранить благодарную память о великом подвиге народа-победителя, чтобы сколько бы лет ни со дня окончания войны, помнили и чтили завоевавших для нас мир. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить… Свой долг перед вечно живыми солдатами Великой Отечественной войны, перед вами, ветераны, перед светлой памятью павших я вижу в том, чтобы прожить свою жизнь честно и достойно, чтобы своими делами крепить могущество Родины.
Фёдор Шаляпин и Николай Черкасов в образе хитроумного идальго
«Дон Кихот» — одна из самых издаваемых и популярных книг в истории человечества. За четыре столетия было выпущено сотни миллионов копий почти на всех языках, имеющих письменность. Мигель де Сервантес наверняка бы обрадовался подобному успеху своего творения.
Первая экранизация «Дон Кихота» вышла на заре кинематографа в 1903 году. Это была короткометражка французских режиссеров Фернана Зекки и Люсьена Нонге. Очень скоро первые ленты по мотивам шедевра Сервантеса были сняты и на родине писателя век подарил нам несколько десятков экранизаций «Дон Кихота», и некоторые из них вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Мы отобрали три наиболее знаковые картины.
Дон Кихот
Год: 1933
Режиссер: Георг Вильгельм Пабст
В роли Дон Кихота: Фёдор Шаляпин
Фильм австрийского кинорежиссера Георга Вильгельма Пабста — это лучшая экранизация романа Сервантеса первой половины века. На главную роль он пригласил не кого-нибудь, а великого русского артиста Фёдора Шаляпина, который уже играл роль хитроумного идальго в опере по мотивам «Дон Кихота». Символично, что образ рыцаря печального образа перекликался с судьбами Шаляпина и Пабста, которые вынуждены были покинуть родину и, словно хитроумный идальго, долгое время скитаться по свету. Можно сказать, что Шаляпин был рожден для роли Дон Кихота, настолько органично он смотрелся в его образе. Спустя пять лет после выхода фильма великого русского артиста не стало: он умер в Париже на руках у любящей жены.
Дон Кихот
Год: 1957
Режиссер: Григорий Козинцев
В роли Дон Кихота: Николай Черкасов
Сценарий к картине Григория Козинцева написал Евгений Шварц, это была одна из последних его работ (он умер в 1958 году). В ленте сыграли лучшие актеры советского кино тех лет: Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Георгий Вицин, Галина Волчек. Этот фильм можно с уверенностью назвать лучшей экранизацией романа Сервантеса в Советском Союзе.
Да и в наши дни этот шедевр приятно пересматривать: игра Николая Черкасова (Дон Кихот) и Юрия Толбеева (Санчо Панса) завораживает настолько, что невозможно оторваться от экрана. В общем, нержавеющая классика советского кинематографа.
Дон Кихот Орсона Уэллса
Год: 1992
Режиссер: Орсон Уэллс
В роли Дон Кихота: Франсиско Рейгеро
К сожалению, не все амбициозные проекты, за которые брался Орсон Уэллс, были завершены. В 1957 году классик американского кинематографа приступил к съемкам черно-белого фильма по мотивам «Дон Кихота». Работа продолжалась с перерывами 15 лет, но картина так и не вышла при жизни Уэллса.
Значительная часть отснятого материала считалась утраченной, но Хесус Франко и Патси Иригойен сумели найти почти все уцелевшие пленки. Они отреставрировали их, смонтировали и выпустили восстановленного «Дон Кихота Орсона Уэллса» в 1992 году (спустя семь лет после смерти великого режиссера). По мнению киноведов, эта работа является одной из самых смелых интерпретаций романа Сервантеса на большом экране
В «Судьбе человека» Шолохов показал трагедию не конкретного человека, а целого народа. Образ Андрея Соколова является собирательным, и я бы сказала, что он символ эпохи Великой Отечественной войны.
Жизнь героя складывалась, как у многих других людей: «В гражданскую войну был в красной армии…В холодный двадцать второй подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел…».
Затем появилась семья, которую герой очень любил. С чувством нежности вспоминает Андрей Соколов свою жену Иринку: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, боится, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить».
Но недолгим было счастье главного героя, да и всего русского народа. Пришлось забросить мирный труд, родную землю, близких и любимых людей. Война нарушила тихую, спокойную жизнь человека–труженика. Фронт стал для целого народа основной «работой» на несколько лет.
Оценивая те годы, Андрей Соколов очень метко говорит о солдате на войне. Он разделяет их на настоящих мужчин и «этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам писали, сопли по бумаге размазывали» и совсем не осознавали, что «разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще…в тылу приходилось».
Особым местом в рассказе, по моему мнению, является описание нахождения Соколова в плену. Главный герой и здесь проявляет себя как сильная и стойкая личность. После первой неудачной попытки побега он все же «не согнулся», а стойко переносил боль и страдания.
Шолохов заостряет внимание читателей на противоборстве простого русского солдата и коменданта лагеря Мюллера. Несмотря ни на что, русский человек и здесь остается победителем. Начальник лагеря был вынужден признать внутреннюю силу Андрея Соколова: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я тоже не буду».
Сполна отплатил герой Мюллеру, убежав из плена второй раз, и снова стал на защиту родной земли. Казалось бы, теперь судьба должна смилостивится над героем, но здесь новый удар – он узнает о гибели жены и дочерей во время бомбежки в июне 1942 года. А в конце войны, в день победы, погибает и его сын…
Думаю, никто без боли в душе не может читать следующие слова Андрея Соколова: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нет у меня ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!».