Мой сверстник в произведениях русской литературы XIX века
“Какое-нибудь прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть”. (Ф.Достоевский) “Николенька Иртеньев, Тёма Карташёв, Серёжа Багров... Далёкие мои сверстники... Мальчики из XIX века... Все они очень близки мне, я их всех полюбил. Но из всех мальчиков наиболее близок мне Николенька из повести Льва Николаевича Толстого “Детство”, которую я читал очень долго, перечитывал отдельные эпизоды, и самые разные мысли и чувства захватывали меня во время чтения, какие-то волны эмоций поднимались во мне. Я плакал вместе с ним и страдал, стыдился, переживал и радовался. Читал и сравнивал. Сравнивал Николеньку и себя. Я понял его. Я полюбил его всем сердцем. Господи, как жалко, что Николенька только герой книги, а не живой мальчик, что нельзя ему подать руки и поговорить. Николенька — удивительный мальчик. Он очень чувствительный. Как он переживает предстоящую разлуку со своей матушкой! Как ему грустно, больно и страшно! После прощания в коляске он захлёбывается от слёз, а я не могу удержаться и плачу потихоньку вместе с Николенькой. Матушка для Николеньки — самое святое существо. Одни звуки её голоса так сладки и приветливы, что он слушает, слушает, слушает, закрыв глаза. Эти звуки так много говорят его сердцу! Матушка для Николеньки — любимое существо. Сквозь слёзы воображения он старается вспомнить её и вспоминает её карие глаза, руки. Он вспоминает её улыбку, которая делает лицо матушки прекрасным. Николенька вспоминает не просто и не только облик матушки. Он вспоминает свои чувства, которые он испытывал в её присутствии. Это любовь к ней и наслаждение её присутствием. Это нежность и наслаждение её присутствием. Он чувствует запах её волос и слышит милый голос. Воспоминания о матушке — это святые воспоминания на всю жизнь. Они освежают Николенькину душу, возвышают её. Они — духовный талисман на всю жизнь, талисман, оберегающий от всего дурного. Мир Николеньки наполнен любовью, счастьем и радостью. Он любит Карла Ивановича, которого жалеет и желает ему счастья. Мальчик готов ему и “всем готов для него пожертвовать”. Любит Наталью Савишну, Катеньку и Любочку, Серёжу Ивина. Это чистая, светлая, бескорыстная любовь. Николенька — счастливый мальчик, потому что умеет любить и его самого любят горячо и нежно. Он живёт в мире любви.
Романе «Дубровский» нашли свое отражение многие явления русской жизни, волновавшие Пушкина: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество, вспыхнувшее как протест наиболее отважных и непокорных людей из народа.
Тема разбойничества не была новой в русской и мировой литературе. Таковы герои произведений Шиллера, Байрона и других авторов. Эти романтические разбойники вызывали сочувствие, потому что они выступали против насилия угнетателей. Судьба мужественных и смелых героев «разбойничьих» повестей и романов была таинственна, необычайна, часто трагична. Интерес Пушкина к разбойничеству объясняется не только литературными источниками. В течение нескольких веков в России разбой на больших дорогах был широко распространенным явлением.
В романе Пушкина «Дубровский» главный герой — молодой Дворянин Владимир Дубровский, порвавший со своим сословием, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду, ему нанесенную. Под именем учителя — француза Дефоржа он проникает в дом своего обидчика — помещика Троекурова. Главная цель Дубровского — личная месть виновнику разорения и смерти его отца. Это единственная причина, по которой он становится разбойником.
Когда же он влюбляется в Машу Троекурову, он все прощает ее отцу, а вскоре призывает своих сообщников прекратить разбой и скрывается за границу.
Главным действующим лицом в этом произведении является сын поручика Андрея Гавриловича Дубровского – Владимир Андреевич Дубровский, который остался без наследства из-за ссоры между его отцом и помещиком Троекуровым. Вследствие чего Дубровский подался в разбойники вместе со своими людьми грабил на дорогах губернии. Маша – семнадцатилетняя дочь главного врага В. Дубровского – Троекурова. Это красивая девушка, любимая своим отцом, довольно образованная. Марья Кирилловна проявляла к музыке. Отец нечасто выводил ее в свет. У Троекурова был сын, и для него отец пригласил учителя француза. У барина Троекурова имелась садистская шутка – запускать новичков в комнату с голодным медведем и закрывать дверь. Ну, а дальше – как хочешь. Обычно все выходили оттуда оборванные и исцарапанные, но с французом этот номер не он пристрелил этого медведя. Но самое главное, что этим учителем - французом был Дубровский. Он у истинного учителя за деньги прикарманил его бумаги, рекомендации и даже свидетельство о рождении. В доме Троекурова никто не знал как выглядит учитель – француз, и все пошло очень хорошо. Кроме воспитания Саши, Дубровский занимался музыкой с Машей. Молодой девушке очень понравилась история с медведем, и она даже не заметила, как влюбилась в Дубровского. Дубровский тоже питал такие же чувства к Марье Кирилловне. Однажды Дубровский назначил Маше встречу в саду. Там он объяснился ей в своих чувствах, раскрыл свое настоящее имя и сказал, что вынужден ее оставить. Причина, по которой Дубровский был вынужден покинуть Машу, заключалась в том, что он ограбил в доме Троекурова одного из своих главных врагов, который рассказал обо всем Кирилле Петровичу Троекурову. Уходя, Дубровский сказал Маше, что если что-нибудь случится, он придет к ней на И случилось: Троекуров нашел Маше мужа – старого князя Верейского. Маша не хотела замужества, и в этот же день Дубровский прислал ей письмо. Они встретились на том же самом месте, где и расстались. Дубровский был в курсе дела, и они наперекор всему решили пожениться. Влюбленные договорились, что если что-то случится, пусть Маша положит кольцо в дупло старого дуба. И этот момент наступил. Находясь под домашним арестом, через своего брата Сашу Маша послала Дубровскому сигнал о Из дупла кольцо забрал мальчик, один из людей Дубровского. С этим мальчиком произошел некоторый конфуз, и он попался Троекурову. Правда, спустя некоторое время его отпустили. Настало время свадьбы Маши с князем Верейским, но Дубровский не появлялся. Вот уже был произведен обряд бракосочетания. И что? За Машей никто не приехал. Маша вместе с новоиспеченным мужем села в карету, и вдруг на них напали люди Дубровского. Дубровский предлагал Маше свободу, но Маша повела себя странным образом. Она отказала ему, сказав, что он опоздал и она уже жена князя Верейского. Хотя Маша очень любила Дубровского, она была человеком верующим – и как Богом велено, пусть так и будет. В общем, Маша осталась с князем, а Дубровский спустя время скрылся за границу. Стало тише, но кто знает, что бы было, если бы Дубровский не опоздал… Но все. Поздно.
“Какое-нибудь прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть”. (Ф.Достоевский)
“Николенька Иртеньев, Тёма Карташёв, Серёжа Багров... Далёкие мои сверстники... Мальчики из XIX века... Все они очень близки мне, я их всех полюбил. Но из всех мальчиков наиболее близок мне Николенька из повести Льва Николаевича Толстого “Детство”, которую я читал очень долго, перечитывал отдельные эпизоды, и самые разные мысли и чувства захватывали меня во время чтения, какие-то волны эмоций поднимались во мне. Я плакал вместе с ним и страдал, стыдился, переживал и радовался.
Читал и сравнивал. Сравнивал Николеньку и себя. Я понял его. Я полюбил его всем сердцем. Господи, как жалко, что Николенька только герой книги, а не живой мальчик, что нельзя ему подать руки и поговорить.
Николенька — удивительный мальчик. Он очень чувствительный. Как он переживает предстоящую разлуку со своей матушкой! Как ему грустно, больно и страшно! После прощания в коляске он захлёбывается от слёз, а я не могу удержаться и плачу потихоньку вместе с Николенькой.
Матушка для Николеньки — самое святое существо. Одни звуки её голоса так сладки и приветливы, что он слушает, слушает, слушает, закрыв глаза. Эти звуки так много говорят его сердцу!
Матушка для Николеньки — любимое существо. Сквозь слёзы воображения он старается вспомнить её и вспоминает её карие глаза, руки. Он вспоминает её улыбку, которая делает лицо матушки прекрасным. Николенька вспоминает не просто и не только облик матушки. Он вспоминает свои чувства, которые он испытывал в её присутствии. Это любовь к ней и наслаждение её присутствием. Это нежность и наслаждение её присутствием. Он чувствует запах её волос и слышит милый голос.
Воспоминания о матушке — это святые воспоминания на всю жизнь. Они освежают Николенькину душу, возвышают её. Они — духовный талисман на всю жизнь, талисман, оберегающий от всего дурного.
Мир Николеньки наполнен любовью, счастьем и радостью. Он любит Карла Ивановича, которого жалеет и желает ему счастья. Мальчик готов ему и “всем готов для него пожертвовать”.
Любит Наталью Савишну, Катеньку и Любочку, Серёжу Ивина. Это чистая, светлая, бескорыстная любовь.
Николенька — счастливый мальчик, потому что умеет любить и его самого любят горячо и нежно. Он живёт в мире любви.