1. Сағыныш -айтып жеткізе алмайтын, құрыретті күшті сезім.Қазақта "сағынған шығарсың", "сағынышыңды бас", "сағындым" сөздерін естігенмен, дұрыс түсіне бермейміз.Сағыныш - көбіне алысқа кеткен жақынын аңсап жүрген қимастық сезімі.
2. Бұл әңгімені оқығанда өмірде ана мен бала махаббатынан артық нәрсе жоқ екеніне тағы да бір көз жеткіземіз.Кішкентай Сержанның анасына деген сағынышын, ыстық ықыласын жазушы Тынымбай Нұрмағанбетов оқырмандарға жеткізе білді.Тіпті мына бір үзіндіден " Құдайым-ау, дүниеде сәбидің дауысынан әдемі…сәбидің дауысынан ѳткен мұңды әуен бар ма ѳзі?” — деді ол ұйқылы ояу күйде" жан баласының дауысын ана - жеті қат жердің астынан болсын, жердің басқа бұрышынан болсын танып қалатынының айғағы .
Н. М. Карамзина накопленного опыта в области использования фольклора.
Повесть-сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла» имеет два
вступления: начало повести – сентиментальное обращение автора к читателям;
непосредственное действие «старинной сказки» начинается со сказочного
зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь добрый
человек, отец единой дочери, царевны прекрасной, милой сердцу родителя,
любезной всякому чувствительному сердцу, редкой, несравненной»
В повести противопоставлены «некоторое царство» и «тридесятое
царство» , откуда приезжают свататься царевичи.
Н. М. Карамзину с
этого противопоставления удалось подчеркнуть обособленность
нравственного мира героини: ей чужд материальный мир женихов, так как она
любит красивого душою карла.
В соответствии с типологией сказочных героинь, прекрасная царевна сочетает в
себе черты «мудрой девы» , Елены Прекрасной: «Все сироты в пространной
области Царя доброго человека называли ее матерью, и даже те, которых сама
природа угнетала, несчастные, лишенные здравия, облегчались ее
целительною рукою, ибо Царевна совершенно знала науку врачевания, тайные силы трав и минералов, рос небесных и ключей подземных.
как лучшее произведение искусной природы
Прекрасная царевна полюбила «безобразного придворного» карлу, ради этой любви она готова пожертвовать всем: «Родитель мой! умертви меня или отдай
за любезного, милого, бесценного карлу! Никогда не буду супругою другого.
Душа моя живет его душою, сердце мое его сердцем. В жизни и смерти мы
неразлучны»
Придворный карла – это чувствительный герой, образованный, музыкально одаренный.
«богатырство» , сила героя проявляются не совсем обычно, как у героев
русских сказок: «Когда варвары под начальством гигантского царя своего, как
грозная буря, приближались к нашему государству; когда серп выпал из рук
устрашенного поселянина и бледный пастух в ужасе бежал от стада своего,
тогда юный карла, один и безоружен, с масличною ветвию явился в стане
непрятельском и запел сладостную песнь мира; умиление изобразилось на
лицах варварских, царь их бросил меч из руки своей, обнял песнопевца… »
Добро и красота одержали победу, как этого и требовала сказочная мораль: «Карла жил долго и счастливо с прекрасною
своею супругою»
Повесть отразила народные представления о добре и зле...