Эпизод Бородинского сражения занимает двадцать глав третьего тома. Битва описана автором очень подробно: Толстой переносит читателей то в лагерь русских, то в ставку Наполеона, то на батарею Раевского, где находился Пьер Безухов, то в полк князя Андрея Болконского. Это позволяет полно и правдиво отобразить все события, произошедшие при Бородино.
Писатель показал сражение глазами Пьера, человека невоенного, который воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, лучше чувствует настроение солдат и офицеров. Даже вид самого Бородинского поля, «покрытого войсками и дымами выстрелов», вызывает у него восхищение, ему хочется «быть там, где были эти... блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки».
Пьер очутился в самом центре сражения, на знаменитой курганной батарее Раевского, куда был направлен главный удар тяжелой французской конницы, пехоты и артиллерии, и где погибли десятки тысяч людей. Батарея с «ласковым и шутливым участием» принимает этого неуклюжего штатского толстяка в очках и белой шляпе, который, стараясь никому не мешать, «смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару». Он видит лица солдат, слышит их немудреные шутки, и замечает, как «на лицах этих людей вспыхивали молнии разгорающегося огня».
поэтическом тексте. Знаки препинания, разделяясь на грамматические, смысловые и интонационные, играют важную роль в выражении главной идеи произведения, что непосредственно связано с эмоциональным значением текста произведения.
Ключевые слова: эмоционально-оценочная, познавательная деятельность, оценочный компонент, стилистическая нагруженность
Emotional and evaluative, cognitive activity, evaluative component, stylistic response
Среди различных проблем, разрабатываемых современной лингвистической стилистикой, во о знаках препинания в поэтическом тексте занимает одно из важных мест. Это доказывается, в частности, тем характерным фактором, что учебные пособия по стилистике включают описание поэтических текстов и роль синтаксиса в их описании. Они стали объектом исследования в многочисленных статьях, сборниках, что представляет актуальность данной темы.
Проблема о функциях знаков препинания может рассматриваться как с синтаксической, так и со стилистической точки зрения. Данная статья рассматривает подход со стилистической точки зрения, дабы выявить значение эмоционально-оценочной функции знаков препинания в поэтическом тексте.
Академик Л.В. Щерба писал, что целью толкования художественных произведений «является показ тех лингвистических средств, посредство которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений» [Томашевский Б.В.:1999]
Действительно, одним из самых необходимых является значение эмоционально-оценочное. Эмоциональное (эмотивное) значение отражает отношение к называемому объекту и непосредственно связано с познавательной деятельностью человека. «Без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческое искание истины», писал В.И. Ленин. Эмоциональное значение, как правило, выступает в сочетании с оценочным, и сам факт разделения эмоций на положительные и отрицательные свидетельствуют о тесной взаимосвязи эмоций и оценки.
Объяснение:
мертвое молчанье
синей вышине
янтарный отблеск
Глубокий и немой покой
Пурпурный блеск огня и злата
чащи помертвелой
мертвый сон
серебристом и сыром тумане
Засеребрится мертвый край
в морозном серебре
шум пустынный