Мцыри вышел на поляну. Вдруг какой-то зверь выскочил из чащи. Это был барс. Он грыз сырую кость и весело визжал. Его шерсть отливала серебром в лунном свете. Мцыри схватил рогатый сук и ждал нападения барса.
И вот барс почуял врага. Он стал лапой рыть песок, потом прилег, прыгнул. Но Мцыри нанес ему удар суком, как топором, и рассек барсу лоб. Он застонал, как человек, и упал. Но сразу снова кинулся на Мцыри, и снова закипел смертельный бой. Барс напал на Мцыри, но тот успел воткнуть сук ему в горло и повернуть оружие два раза. Барс завыл, рванулся из последних сил, они упали оба. Мцыри был подобен барсу в этом бою, как будто сам был барсом или волком.
Постепенно барс стал изнемогать, глаза его блеснули последний раз и закрылись. Он встретил смерть, как подобает настоящему бойцу. На груди Мцыри остались глубокие следы его когтей.
Здесь точно запечатлён психологический облик советских мальчиков и девочек, целомудренных и выдержанных, воспитанных в пуританских правилах своего времени. Во взволнованной рефлексии влюблённого мальчика на мельчайшие знаки интереса девочки к себе было что-то смешное и наивное и в то же время светлое и свежее. Столь тщательная разработка этой темы не совпадала с господствующим духом времени, с общепризнанной иерархией ценностей. Хотя сам герой-рассказчик пытается ей следовать. Например, свои мечты он излагает на том помпезно-романтическом языке, который был принят в официальной словесности: “Хочется большой, напряжённой жизни! <…> Что сделать, чтобы жизнь не даром, чтобы каждый день был днём борьбы и побед? ” Однако здесь-то уже заметен небольшой зазор между сознанием героя и позицией автора. Ибо когда Лиля полюбила другого, как ни пытается Алексей заговорить всякими обезличенно-патетическими словами свою утрату, как ни настойчиво повторяет он утешительные трюизмы типа “а жизнь не останавливается”, “так прекрасно устроен мир”, всё равно “не сны”, как память о потере чего-то очень дорогого, может быть, самого главного на свете, не дают ему покоя.
Чем могли привлекать читателя-современника эти тщательные описания мельчайших подробностей внутренней жизни героя рассказа “Голубое и зелёное”? Да тем, что в них проступает живое, естественное, природное, то, что прячется глубоко в душе, – влечение, зарождающаяся страсть, любовь, томления сердца. Пробивается сквозь книжность, чопорность сознания и поведения юноши.
Надеюсь что что надо было делать так)