Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется: ?
Кажущаяся скромность, застенчивость, робость Молчалина в соединении с его мнимой чувствительностью, предупредительностью, покорностью одерживают в глазах Софьи верх над всеми его прочими качествами. Софья живет в мире тех идеалов и представлений о жизни, которые навеяны ей чтением сентиментальных романов, далеких от реальной действительности. Именно так ведут себя герои этих романов, таким представляет она себе идеального возлюбленного. Молчалин отвечал еще одному условию романтического героя: он «в бедности рожден» . Это возвышает Молчалина в ее глазах, подогревает ее чувство. Она готова покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз. Будущий «муж-мальчик, муж-слуга» , видимо, тоже прельщал ее. Любуясь Молчалиным, Софья придает ему «тьму качеств» : он и «мил» , «и робок» , «и умен» . Как раз то, что привлекательно для Софьи в Молчалине, отталкивает ее от Чацкого: Молчалин застенчив, а Чацкий «пересмеять умеет всех» , Молчалин — «враг дерзости» , а Чацкий «остер» ; Молчалин робок, а Чацкий «об себе задумал высоко» . Софья переживает трагедию, когда, подслушав разговор Молчалина с Лизой, видит любимого ею человека в новом свете: «Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен! » Она говорит решительно: «Я с этих пор вас будто не знавала» . Но Чацкий верно подмечает: «Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом. Себя крушить, и для чего! » . Не случайно Грибоедов наделяет его такой фамилией. «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» . Для Молчалина же «мнения чужие только святы». Для Молчалина главное быть замеченным начальством. Благодаря своим талантам — умеренности и аккуратности — он уже «три награждены! получил» . Угодничество Молчалина — это тоже средство достижения цели. Молчалин — антитеза Чацкому. Грибоедов сумел предвидеть в этих образах два пути, по которым пойдут люди после' окончания войны с французами: Чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, Молчалины — смирение и покой. «Деловой, вкрадчивый, робкий Молчалин уже появился на смену героям 1812 года» (Ю. Тынянов) . Один из исследователей комедии «Горе от ума» писал: «Молчалин остался неуязвим. Молчалиных оказалось невозможно одолеть — они были сильны чужой силой, их нельзя было убить презрением или смехом — их достоинство было в чужом авторитете» . «Молчалины блаженствуют на свете» , потому что они угождают всем вышестоящим, не церемонятся с теми, кто ниже их по социальному положению или по толщине кошелька.
Идейный смысл «Вечеров на хуторе близ Диканьки» определялся народно-демократическими взглядами Гоголя. Эти взгляды складывались у писателя под воздействием освободительного движения, всего социально-бытового окружения, а также устной поэзии и прогрессивной литературы. Демократизм Гоголя укреплялся и его дальнейшими наблюдениями над бытом помещиков. Вскоре после завершения «Вечеров» , находясь в Васильевке (июль 1832 года) , он извещал поэта И. И. Дмитриева: «народ беден» , а помещики, у которых «капиталов нет, счастливая мысль дремлет» , «рыскают с горя за зайцами» .
Отражая народные представления и собственные мечты о справедливых, разумных социальных отношениях, об идеальном человеке, прекрасном физически и нравственно, Гоголь в «Вечерах… » возвышает добро над злом, великодушие над корыстолюбием, гуманизм над эгоизмом, отвагу над трусостью, энергию над ленью и праздностью, благородство над низменностью и подлостью, одухотворенную любовь над грубой чувственностью. Писатель убеждает своих читателей, что власть денег губительна, счастье достигается не преступлением, а добром, человеческие, земные силы побеждают дьявольские, нарушение естественных, народно-нравственных законов, предательство родины заслуживает самой тягчайшей кары.
Главная цель Гоголя — воплотить красоту духовной сущности народа, его мечты о вольной и счастливой жизни. Следуя романтическому принципу, писатель изображает быт украинского крестьянства и казачества по преимуществу не в его повседневности, будничности, многосторонности, а главным образом в его праздничности, необычности, исключительности.