Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» – едва ли не самое известное произведение писателя, одна из ключевы составляющих его творчества. В романе подняты вечные проблемы любви и верности, поиска смысла жизни, конфликта между романтическими представлениями и суровой реальностью. «Евгений Онегин» также является отражением эпохи, предшествовавшей восстанию декабристов, в нём показаны характеры и мысли людей из высшего общества тех времен
.
Объяснение:
. Сочинние: «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина – вершин творчества писателя. Этот роман в стихах, которой сочинялся поэтом на протяжении восьми лет, с 1823 по 1831 годы, занял центральное место среди пушкинских сочинений. В «Онегне» не только отразились краски бурной эпохи начала 20-х годов XIX века, здесь прослеживается также творческая эволюция писателя. В своем бессмертном романе Пушкин рисует образы ярких героев эпохи между Отечественной войной и декабристским восстанием, дает читателю представление об их характерах, душевных переживанях. Главный герой романа, молодой человек из высшего общества по имени Евгений Онегин, представлен читателю автором как «молодой повеса», родившийся в столице, «на брегах Невы». Пушкин изображает Онегина сложной фигурой, автор испытывает к свему герою определенную симпатию, в то же время в описании его жизни и характера Пушкин постоянно прибегает к иронии. Онегин изображается светским «дэнди», знавшим из «Энеиды» только два стиха, да и то «не без греха». Его таланты довольно скудные, а знания по большей части поверхностны, при этом Евгений не стесняется демонстрировать в обществе якобы имеющиеся у него глубокие познания и интеллектуальные заслуги: «…Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре…» В жизни Онегин – бездельник, которому не даются интеллектуальные усилия, «труд упорный ему был тошен». В душе молодого человека – интеллектуальная пустота, которую он бегло старается заполнить прочтением книг, чтобы «себе присвоить ум чужой». И всё же, даже при таких скверных и чертах характера, Евгению не чужда романтичность, по ходу романа он склонен искать себя, сомневаться в правильности своей жизни. Другой ключевой персонаж романа – Татьяна из провинциального дворянского семейства Лариных. Живущая в мире романтических французских романов и верящая в настоящую великую любовь, Татьяна искренне влюбляется в Евгения и пишет ему пронзительное письмо, однако сам Онегин очень холодно реагирует на искренние проявления любви со стороны молодой девушки. Он давно не терпит «траги-нервических явлений, девичьих обмороков, слёз», и поэтому вместо проявления взаимности к Татьяне Онегин решает своеобразно «отомстить» ей, заигрывая с её сестрой Ольгой, чем выводит из себя влюбленного в Ольгу поэта Ленского. Приехавший недавно из Германии, молодой и энергичный, полный светлых мыслей и отчаянных стремлений, довольно вспыльчивый поэт Владимир Ленский является воплощением юного романтика и идеалиста той поры. Его судьба оказывается трагической – он погибает на дуэли с Онегиным. Евгений Онегин стремится уйти от своей праздной и бессмысленной жизни, ему скучно в деревне, в которой он вынужден был обосноваться и из которой в результате убегает. Путешествуя по Кавказу, побывав в Одессе, Онегин всё же возвращается в Петербург, где встречает Татьяну совершенно иной, сильно изменившейся и уже не проявляющей к Евгению былых нежных чувств. В отсутствие Евгения Татьяна задумывалась, действительно ли он таков, каким она его себе представляла, «уж не пародия ли он»? Теперь, выйдя замуж и став светской дамой, «неприступною богиней», она уже не может быть для Евгения той наивной девочкой, сведенной с ума любовью к нему. Герои словно меняются местами: отстранённая Татьяна решительно отвергает Евгения и оставляет его одного, разбитого, словно пораженного громом. «Евгений Онегин» – роман о неразделенной любви, в котором поднимаются проблемы искренности чувств, верности в любви и в жизни. Отвергнутый и разбитый Онегин – это словно приговор тому коварному и эгоистичному «молодому повесе», не сумевшему найти смысл своей жизни, которому ничего не стоит разбить мечты и надежды других. Но автор не решается окончательно уничтожить Евгения, он оставляет его на едине с самим собой. Кто знает, как изменится этот светский эгоист в то время, когда вся страна стоит на пороге больших волнений? Читателю остается только догадываться, что ждет Онегина и Татьяну накануне восстания декабристов. Еще больше сочинений на тему: «Евгений Онегин»:
«Это был человек лет тридцати двух–трех отроду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах… На нем был халат без малейшего намека на Европу… Лежание у Ильи Ильича не было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальный состоянием» .
Обломова совершенно не привлекают ни светские утехи, ни карьера. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни. Но Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Истоки характера Обломова становятся ясны из его сна. Герою снится патриархальная Обломовка – место, где он рос и воспитывался, где произошло становление его характера. «В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни», - пишет Добролюбов.
В романе Гончарова показаны два женских образа, противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны.
«Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла. Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрее, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке или литературе: говорила она мало, и то свое, неважное – ее обходили умные и бойкие «кавалеры» ; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись» . Таким предстает перед нами образ Ольги Ильинской. Она пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным. Любовь к ней пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью «сбросить широкой халат не только с плеч, но и с души и с ума» . И действительно, не некоторое время халат исчезает из поля зрения. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: « Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы с ним. Я любила будущего Обломова!» . Поэтому она рассталась с Обломовым и нашла свое счастье в Штольце