Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что вопросы чести, достоинства Русской земли; безопасность и благополучие Родины; каким быть человеку: как жить, когда пахарю мирно пахать землю; купцу — торговать, и как себя вести, когда Родине грозит гибель; вопросы чести и достоинства человека; силы и доброты; доблести и бескорыстия всегда и во все времена были актуальными
Несмотря на традиционные для изображения богатыря фантастические качества, в образе Ильи Муромца есть и личностное содержание, которое позволяет обнаружить прототипы этого образа.
Нашу работу мы начали с того, что разделили класс на группы: статистики, историки, литераторы, искусствоведы, художники.
Статистики провели анкетирование среди 6-х классов нашей школы. Ребятам был задан вопрос: существовал ли действительно Илья Муромец?
Из 32 о учащихся да ответили 17 человек, нет – 20 человек.
Почему они так ответили? Литераторы выяснили, что существует много былин, главным героем которых является Илья Муромец. (Приложение 1)
В данной теме заинтересовал вопрос: когда и как появляются богатыри-воины в былинах и имеют ли они прототипов в реальной жизни.
Цель проекта: добыть сведения в литературных источниках подтверждающие или опровергающие существование богатыря..
Задачи:
1) Найти свидетельства, подтверждающие реальность существования Ильи Муромца.
2) Обогатить духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
3) Изучить эпические песни — былины, былины об Илье Муромце.
4) Исследовать и сделать выводы о личностном содержании в образе Ильи Муромца.
Предмет исследования: Образ Ильи Муромца как былинного богатыря и как человека обычного, хотя и героя.
Объект изучения: Русские былины об Илье Муромце.
Метод исследования: Сравнения, сопоставления, анализ и выводы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что Илья Муромец существовал.
Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями, но это не так. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Например в хрестоматия по литературе для школьников 5 —9 классов. г. Астрахань описывается множество былин и среди них былина об Илье Муромце. Северные сказители совершили дело неоценимого значения – они донесли до нас древнее эпическое наследие. Благодаря им, былины теперь навсегда вошли в сокровищницу национальной и мировой культуры.
Но в самом ли деле то, что рассказывают былины, правда? Неужели Илья Муромец стрелял в Соловья-Разбойника, а Добрыня Никитич бился со Змеем?…
Вопрос этот не такой простой.
Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень - озере, что у Новгорода, в сетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и совершенно непривычной формы. Сапог был из сафьяна (искусно обработанной кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком. Ученые – археологи сначала решили: подделка! Каково же было их изумление, когда изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря:
Особняком в Слове о полку Игореве стоит образ певца поэта Бояна. Отношение к нему у автора Слова сложное: с воспоминания о Бояне он начинает свое вступление, его он рисует великим поэтом однако одновременно автор Слова считает невозможным следовать старым поэтическим приемам Бояна. Боян вещий, он внук (потомок) языческого бога Велеса. Это соловей старого времени . Боян сам слагал свои песни и сам их пел, сопровождаяих игрой на каком то струнном инструменте. Он был хотью (любимцем) князя Олега Святославича (Олега Гориславича) родоначальника князей ольговичей. Его песни славы князьям. Боян пел песнь старому Ярославу (Ярославу Мудрому) , храброму Мстиславу Тмутороканскому, Роману Святославичу. Его струны сами рокотали славу князьям. В своей высокопарнойманере Боян как бы летал умом под облаками, скакал соловьем по воображаемому дереву, рыскал по тропе Трояна через поля на горы. Свое произведение автор Слова о полку Игореве Бояна: Начати же ся тъй пьt сни по былинамь сего времени (тоесть по действительным событиям нашего времени) , а не по замышлению Бояню . При всем своем уважении к славе и величию Бояна автор Слова подчеркивает неприемлемость для себя его старых словес .Эту последнюю сторону отношения автора Слова к Бояну хорошо определил Пушкин в своих оставшихся незаконченными подготовительных заметках к переводу Слова : Стихотворцы никогда не любили упрека в подражании, и неизвестный творец Слова о полку Игореве не преминул объявитьв начале своей поэмы, что он будет петь по своему, по новому, а не тащиться по следам старого Бояна .В идейном замысле Слова о полку Игореве образ Бояна имеет существенное значение. Он нужен автору для того, чтобы подчеркнуть, что он следует в своем повествовании за действительными событиями сего времени ;он нужен автору, чтобы указать, что Слово правдиво, что оно не занимается высокопарным восхвалением подвигов князей. Автор Слова не отрицательно относится к русским князьям, как не отрицательно относится он и к Бояну, но его произведение не слава, не хвала князьям, и сам он не следует традициям хвалебной поэзии Бояна.
Несмотря на традиционные для изображения богатыря фантастические качества, в образе Ильи Муромца есть и личностное содержание, которое позволяет обнаружить прототипы этого образа.
Нашу работу мы начали с того, что разделили класс на группы: статистики, историки, литераторы, искусствоведы, художники.
Статистики провели анкетирование среди 6-х классов нашей школы. Ребятам был задан вопрос: существовал ли действительно Илья Муромец?
Из 32 о учащихся да ответили 17 человек, нет – 20 человек.
Почему они так ответили? Литераторы выяснили, что существует много былин, главным героем которых является Илья Муромец. (Приложение 1)
В данной теме заинтересовал вопрос: когда и как появляются богатыри-воины в былинах и имеют ли они прототипов в реальной жизни.
Цель проекта: добыть сведения в литературных источниках подтверждающие или опровергающие существование богатыря..
Задачи:
1) Найти свидетельства, подтверждающие реальность существования Ильи Муромца.
2) Обогатить духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
3) Изучить эпические песни — былины, былины об Илье Муромце.
4) Исследовать и сделать выводы о личностном содержании в образе Ильи Муромца.
Предмет исследования: Образ Ильи Муромца как былинного богатыря и как человека обычного, хотя и героя.
Объект изучения: Русские былины об Илье Муромце.
Метод исследования: Сравнения, сопоставления, анализ и выводы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что Илья Муромец существовал.
Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями, но это не так. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Например в хрестоматия по литературе для школьников 5 —9 классов. г. Астрахань описывается множество былин и среди них былина об Илье Муромце. Северные сказители совершили дело неоценимого значения – они донесли до нас древнее эпическое наследие. Благодаря им, былины теперь навсегда вошли в сокровищницу национальной и мировой культуры.
Но в самом ли деле то, что рассказывают былины, правда? Неужели Илья Муромец стрелял в Соловья-Разбойника, а Добрыня Никитич бился со Змеем?…
Вопрос этот не такой простой.
Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень - озере, что у Новгорода, в сетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и совершенно непривычной формы. Сапог был из сафьяна (искусно обработанной кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком. Ученые – археологи сначала решили: подделка! Каково же было их изумление, когда изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря:
…Сапожки из зелена сафьяна,
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту воробей пролети,
Около носка хоть яйцо прокати!