Я сама пересказывала, чисто это прочитала и мне поставили 5.
Пыль. В цеху ничего не видно. Иван Терешка бежит, В его руке пистолет. Теряет колодки и обувь. Перемахивает за забор и падает в картофельную ботву. Впереди лес. Надо добежать. Немецкие собаки настигают пистолет и сильные руки. Иван добирается до леса.
Ивана догоняет пленная итальянка. Идут под проливным дождем. Ноги сбиты. Иван замечает рану от укуса собаки. Немцы отстали. Иван вспоминает последние события.
Ночь. Бомбят. Утром пленные видят бомбу. Они решают взорвать ее от удара. Зандлер приказывает Ивану чистить сапоги. Взрыв не удается.
Под взглядом каторжницы Иван бьет офицера. Вдруг взрыв. Все в пыли. Иван отбирает у немца пистолет и бежит.
Ночь. Ливень. Укрытием для беглецов служит ущелье Лахтальских Альп. Ивану снится, как у Харькова он попадает в лапы фашистов.
Цель Ивана - добраться до союзников. Иван и его попутчица знакомятся. Джулия кажется ему легкомысленно.
Иван отбирает у австрийца куртку и хлеб, показывая пистолет. Это необходимо. Отойдя на большое расстояние, беглецы едят хлебом. Из расселины Иван наблюдает облаву за гефтлингом. Он и Джулия спешат уйти.
Для Ивана этот побег не первый. Он вспоминает, как добрался до Украины и был выдан немцам местной бабой во время поиска пропитания. На пути возникает сумасшедший гефтлинг. Иван оставляет ему хлеба.
Сырость. Холод. Джулия говорит, как бежала за любимым в СССР. Беглецы карабкаются выше. Снег. Иван продолжает идти. Джулия обессилила. Иван несет ее на спине. Идти тяжело. Иван не отдыхает. Он растирает ноги Джулии снегом. Утром спустились к лугу.
Ивану не знакома любовь. Он уверен - девушкам доверять нельзя. Виной всему медсестра Анюта.
Альпийские луга. Джулия делится с Иваном хлебом и земляникой. Снова сумасшедший. Ему дают корку и он исчезает. Иван и Джулия у ручья. Она в его руках и он уже не представляет жизни без нее.
И снова погоня. Рана на ноге затрудняет ход. Среди преследователей сумасшедший. Джулия просит сохранить патроны для себя. Выстрелы стихают. Горы расступаются. Впереди бездна. Иван Джулию, толкает ее в ущелье. Сам не прыгает. Не дает раненая нога. Нападают собаки. Иван Терешка погибает.
Джулия ищет семью Ивана. Она пишет им о своем и о том, что растит сына Джованни Новелли. Итальянского сына белорусского солдата Ивана Терешки.
Произведение, раскрывая силу душевных качеств плененного солдата и хрупкой девушки, учит стойкости и самопожертвованию ради жизни другого человека.
В истории русской культуры есть немало имен выдающихся деятелей, ученых, мыслителей, художников, писателей, которые составляют славу и гордость нации. Среди них одно из самых почетных мест по праву принадлежит Льву Николаевичу Толстому, великому творцу, создавшему бессмертные образы и характеры, которые остаются актуальными и в наши дни. Таковым становится и образ «кавказского пленника» – человека высокой нравственности.
Вообще, в XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности.
Так, в рассказе «Кавказский пленник» Толстой хочет сказать главное – правду, правду о человеке и о месте этого человека в обществе, причем в обществе ему чуждом, совершенно чужом. Эта тема не теряет своейактуальности на протяжении уже нескольких веков.
Цель работы заключатся в отслеживании и объяснении причин становления и развития характеров героев рассказа, их нравственности.
Перед нами стоят следующиезадачи:
1. провести анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»;
2. выделить отличительные черты каждого из героев;
3. определить, в чем же заключается нравственная ценность «Кавказского пленника».
Объектом исследования выступает характер героя, как носителя нравственности, нравственных ценностей.
Предметом исследования становится непосредственно сам художественный текст – «Кавказский пленник».
Глава 1
«Кавказский пленник» Л. Н. Толстого – книга жизни
«Мысль народная» в рассказе «Кавказский пленник»
«Кавказский пленник» – последнее произведение в «Русской книге для чтения». В письме к Н. Н. Страхову писатель называл эту повесть лучшим своим произведением, потому что, по его мнению, именно здесь ему удалось наиболее естественно использовать лучшие художественные средства народной поэтики.
Лев Толстой работал над ним в 1872 году, упорно добиваясь простоты, естественности повествования, произведение написано в период острых раздумий писателя о жизни, поисков ее смысла. Здесь, как в большой его эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, – «мир». И здесь есть своя «мысль народная» – утверждение, что простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности – любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимо И напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. Толстой убежден, что «самое прекрасное в человеке – это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью. Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере – все то, что людям кажется привычным и нормальным»[1].
Поэтому Толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. Он хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла им следовать добру. Он создает произведение, где четко отграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное и вместе с тем глубокое и значительное, как притча. «Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза – спокойная, никаких украшений в ней нет, и даже нет того, что называется психологическим анализом. Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину – хорошему человеку, и того, что про него знаем, нам достаточно, да и сам он не хочет знать про себя многого»[2].
Сюжет повести прост и ясен. Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Он бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами и возвращается в военную часть. Содержание повести составляют впечатления и переживания героя. Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин). Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.
Герой рассказа помещик Алехин окончив университет, вернулся в деревню, чтобы заняться хозяйством и выплатить долг отца. Работы было так много, что герой вскоре забыл о своих культурных привычках образованного человека, даже читать ему было некогда. Его выбрали в почетные мировые судьи, и иногда Алехину приходилось выезжать в город. После спанья в людской и общения с мужиками было счастьем беседовать с образованными людьми, слушать музыку, обедать за сервированным столом. В городе Алехин познакомился с Анной Алексеевной, женой судейского чиновника, стал часто бывать в их семье. Он сразу «почувствовал в ней существо близкое» , а ее «приветливые, умные глаза» напомнили герою его мать. Воспоминание об этой женщине оставалось в душе Алехина, когда он уезжал в деревню, он с радостью возвращался в город повидать ее снова. Герой не мог понять, что связывает Анну Алексеевну с ее мужем и был несчастлив. Он чувствовал, что и она ждет его, но герои скрывали робко свою любовь друг от друга. Алехин страдает, пытаясь понять, «для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка» , почему Анна Алексеевна не встретилась Алехину раньше. Нельзя было разрушить семью, принести несчастье ее мужу, детям. Герой «любил ее нежно, глубоко» , но из благородства отказывается от своего счастья. Героям пришлось разлучиться, так как мужа Анны Алексеевны перевели по службе в другую губернию. Расставание было грустным. Героям удалось ненадолго остаться в поезде наедине, и только теперь они открыли свои чувства. Анна Алексеевна плакала, и «со жгучей болью в сердце» Алехин понял, «как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить» . На осознание этой ошибки у героев ушли годы, нравственные сомнения отняли у них обоих счастье. Алехин остался одинок. Рассказывая гостям о необъяснимой любви красивой Пелагеи к пьянице Никанору, он приходит к выводу, что единственная правда о любви – это то, что это тайна, неразрешимая загадка. Русских людей он считает пристрастными к вопросам, не имеющим разрешения, и эти вопросы мешают осуществлению счастья человека. Именно из-за увлечения этими вопросами: к чему приведет их любовь? Честно ли это? – не сумел возвысить свою душу Алехин и упустил свое счастье.
Середина Великой Отечественной войны, лагерь военнопленных в Австрии возле Лахтальских Альп.