Честь Гринёва и бесчестие Швабрина раскрывает нам Пушкин в "Капитанской дочке". Наша задача - показать это в сравнительной характеристике героев. Для начала выясним, что общего у них обоих. И Гринёв, и Швабрин принадлежат к дворянскому сословию, получили примерно одинаковое воспитание и образование. Оба офицеры, оба служат в Белогорской крепости, оба любят Машу Миронову. На этом их сходство и заканчивается. Отношение к воинскому долгу, к чести мундира - наивысшее проявление этого качества. Мирная жизнь в Белогорской крепости прервалась бурными событиями восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Швабрин предательски в первый же день перебежал на сторону восставших под предводительством Емельяна Пугачёва. Главное для него - выжить, пусть даже через унижение. Гринёв готов был расстаться с жизнью, но остаться верным воинской присяге. Он всегда помнил наставления отца: "Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". Отношение Гринёва и Швабрина к Пугачёву тоже говорят о многом. Первый - достойный собеседник, уважающий себя, отстаивающий свою независимость. Второй - трусливый перебежчик, раб, угождающий своему хозяину. Жалок и ничтожен Швабрин, не вызывает никаких симпатий, когда валяется в ногах у беглого каторжника и просит о пощаде, подлость для него оборачивается позором. По-разному относятся молодые офицеры к любви. Швабрин не смог пережить достойно отказа Маши Мироновой, он мстит ей, очерняя её светлый образ в глазах Гринёва. Гринёв готов драться на дуэли за честь женщины. И далее из разворачивающихся событий мы узнаём, что Гринёв, рискуя жизнью, делает всё ради девушки, а Швабрин злодейскими действиями пытается заставить сироту выйти за него замуж. Уже на этих примерах показаны честь Гринёва и бесчестие Швабрина. "Береги честь смолоду" - эти слова служат эпиграфом к повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". А что такое честь? Давайте заглянем в толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и выясним для себя это понятие. Читаем. Честь - "1. Достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. (честь семьи, честь фабричной марки, честь мундира - уважение к должности, званию, общественному положению) . Судьба вознаграждает героев справедливо: Гринёв женится на Маше, а участь Швабрина, несмотря на то, что писатель опускает эту деталь, предопределена и незавидна. Эта повесть заставляет нас задуматься о том, как и почему одни становятся изменниками, а другие даже перед лицом смерти остаются верными своим убеждениям. Главное, чему учит повесть, - "береги честь смолоду".
Почему в Калифорнии не найти умных медведей
Из фольклора США
Мы не погрешим против правды, если скажем, что самым большим на свете медведем был Старина Гром Небесный.
Самым большим — да, но не самым умным. Встречались в Калифорнии во времена, когда там проходил фронтир, медведи-гризли такие мозговитые, что мозгам было тесно в их башках. Может, оттого, что солнце там шпарило каждый божий день? Коли не дождь, так солнце и солнце. А на солнце, сами знаете, все живехонько созревает.
Предположим, родился у медведицы медвежонок-несмышленыш. Солнце его пригрело, и, глядишь, умишко у него быстро и созрел. Так или иначе, а КУ (коэффициент умственного развития, как теперь выражаются специалисты) у этих медведей был на диво высокий. И водилось их тогда видимо-невидимо — можно сказать, больше, чем скотины рогатой.
Во всяком случае, так оно было на Рашен-Ривер в ту пору, когда на берегу ее поселился один фермер. Он выращивал сочную кукурузу и разводил свиней.
В первую же осень, как только кукуруза начала вызревать, на его поле забрели медведи и подчистили все до единого початка. А фермер-то прикидывал: часть кукурузы он продаст, остальной будет свиней откармливать, тоже на продажу, конечно.
Ох и рассердился он! Просто-таки из себя вышел. И всякий раз, как пойдет в поле, увидит голые стебли без пухленьких, желтых початков, так из себя выходит и назад в себя никак прийти не может. Он твердо знал, что это медведи, потому как следы их ясно виднелись на земле. Но вот загадка: медведи кукурузу-то не ели, а с собой уносили.
Дальше — больше, за кукурузой стали пропадать сами свинки. Фермер прямо-таки обыскался — туда, сюда, все надеялся хоть ихние косточки отыскать на том месте, где косолапые лакомились окороками. Но ни единой не нашел. Даже жалкого хвостика.
Как-то раз ему почудилось, будто визжит кто под деревом. Подошел, а это вовсе и не визжит, а мяучит; видно, какой-то кот свое «мяу» промяукал да и забыл тут.
Чуть с ума не спятил бедный фермер, хотя пятить-то особо было не с чего. И вдруг напал на след, ведущий прочь с его кукурузного поля. След этот вилял зигзагом сначала меж кукурузных полос, потом поднимался на холм и, наконец, спускался к лесочку милях в трех от поля. След был медвежий, ни чей другой, потому как только косолапые так косолапят.
Прихватил фермер свое ружье, вскинул на плечо и зашагал к тому лесу. Подходит и слышит: вроде как медведи ворчат, пыхтят. Поближе подкрался. Вот те на! Медведей сотня, не меньше, и все за работой. Да за какой! Строят свиной хлев из павших стволов да толстых веток и загоняют в него его собственных призовых свинок! Одни медведи строят, другие полные охапки кукурузных початков таскают, хряков его подкармливают.
Что и говорить, косолапый не промах, для себя, значит, запас на зиму готовит! Ну и умные бестии эти медведи! Куда ему с ними тягаться!
Повернулся фермер и пошел восвояси, ни одного выстрела не сделал. Запряг он коней, побросал в фургон кой-какие вещички и подался в другие места. Говорят, будто он завел ферму в горах, стал из гальки валуны выращивать, чтоб подправить местный пейзаж в Скалистых горах иль в Колорадо, точно не знаем.
А медведи взялись его старой фермой управлять. И преуспели поначалу, а потом уж больно разъелись, обленились и, чуть что, в спячку заваливались. Медведи, дело известное, все зимние месяцы в году спят без просыпу. А эти медведи спали и зимой, и весной, и осенью. До того дошло* что даже летом заваливались спать, пока не заснули на веки вечные. Может, потому в Калифорнии и не найти больше умных медведей?
И снилось мне, что мы как в сказке
Гуляем с другом вдоль реки
А в вдалеке там холм прекрасный
А за холмом сады, сады
В садах тех фрукты неземные
Цветы невиданной красы
А дальше чудная аллея
По ней гуляли с другом мы
Но все приснилось это мне
Или привиделось во сне.
или
и снилось мне что мы как в сказке
сидим на чудном берегу
и всё раскрасилось раскраской
которой нету на яву!