Эолова арфа. Написано в ноябре 1814 г. Напечатано впервые в журнале «Амфион» , 1815, кн. III. Принадлежит к числу оригинальных Жуковского. Как в «Алина и Альсим» и «Эльвина и Эдвин» , тема «запрещенной любви» имеет здесь автобиографический смысл (см. примечания к указанным ) . Автобиографический сюжет облечен в формы «оссиановской» поэзии (средневековый колорит, любовь бедного певца и владелицы замка) . Атмосферу «оссианизма» создают также имена и названия — Ордал, Минвана (термин «оссианизм» происходит от имени легендарного поэта Оссиана, — см. Дж. Макферсон «Поэмы Оссиана» , 1762—1765). Морвена — название страны в одной из песен Оссиана. Жуковский совмещает оссиановскую сумрачную таинственность с поэтическим лиризмом, характерным для его собственной поэзии этих лет. Замечателен любовный диалог Минваны и Арминия, некоторыми чертами напоминающий сцену прощания Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира (3-й акт) . Образ оставленной на дереве арфы, своим звучанием напоминающей о певце, навеян стихотворениями Фр. Маттисона «Lied aus der Ferne» («Песнь издалека» ) и И. И. Дмитриева «Лира» .
Белинский писал об «Эоловой арфе» : «...она — прекрасное и поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского» .
Была холодная зима,на улицу хоть не выходи.Высокие сугробы застелили землю,словно покрывалом.Мне надо было идти на работу,а она находится в метрах пятьсот от моего дома,пока дойдешь в сосульку превратишься.Я собрала вещи,оделась и пошла половину пути и ветер как подул в лицо,начала я,задыхаться.В горле пересохло,сказать ничего не могу.Я прикрыла рот шарфом,и в начала кашлять.И тут вспомнила,что еще со вчерашнего дня,у меня болело горло,глотать было больно.Вернулась домой и сразу чай горячий налила.Позвонила на работу,сказала,что заболела и придти не могу.Лежать всю неделю я не могла,поэтому набрала номер родителей.Те ответили,мол,у них дел много,они приедут может через дня два.Я подумала,что за два дня я успею себе еще, что нибудь подхватить.Опечалилась,ведь я ничего от кашля у меня нет. И звонит мне моя подруга,и спрашивает как у меня дела,как работа,а я с хриплым голосом еле выдавила из себя хоть слово.Она удивилась и давай меня отчитывать,зачем я в такой мороз вышла.Мы с ней сговорились и она приехала минут через сорок с полным еды и лекарств.Потихоньку я начала выздоравливать,а потом и вовсе восстановилась.Я поблагодарила подругу и позвала её в кафе,хоть,чтобы как нибудь ей ответить,за её Вот так даже не родной человек,может тебе в трудную минуту,если он тебя уважает.
Белинский писал об «Эоловой арфе» : «...она — прекрасное и поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского» .