ья́ Му́ромец — один из главных героев русских былин, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» , «Илья Муромец и Идолище Поганое» , «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» , «Бой Ильи Муромца с Жидовином» . По одной из версий, родом из села Карачарова под Муромом. Вторая версия: посёлок Муровск (Черниговской обл. Украина 70 км. от Киева) . Былины говорят, что Илья явился по зову князя за пять часов. Как в 12 веке можно было прибыть из Мурома (Владимирская обл. Россия 1500 км. от Киева ) в Киев за такое время - неизвестно. На данный момент оба эти города считают себя родиной Ильи Муромца.
По ряду версий, у героя был реальный прототип, — историческое лицо, жившее около 1188 г. , хотя русские летописи не упоминают его имени.
Известен также Илья (Илейко) Муромец — самозванец времён Смутного времени, казнённый в 1607; по-видимому, его биография не повлияла на складывание фольклорного образа.
Илья Муромец как элемент культуры
В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный русским авиаконструктором Сикорским.
Имя "Илья Муромец" носил красный бронепоезд в гражданскую войну и советский бронепоезд в Великую Отечественную. Бронепаровоз последнего из них в настоящий момент установлен в качестве памятника в городе Муроме.
В 1956 г. по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят игровой фильм, а также несколько мультфильмов.
В современном устном народном творчестве Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов (обычно вместе с Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем) .
Илья — главный персонаж вполне занимательного романа О. Дивова «Храбр» , в котором борьба богатыря с Соловьем-Разбойником трактуется в духе Ведьмака, а прозвище «Муромец» толкуется как испорченное «Урманин» , т. е. викинг, варяг.
В конце 2007 года вышел мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» , в котором рассказывается, как князь Владимир и Илья Муромец отправились выручать коня Ильи и казну, украденную Соловьем, который сбежал в земли византийские, в город Царьград, где правил царь Василевс.
Лишь немногие былинные сюжеты с именем И. Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева) . За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты:
«Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли.
В основе «Слово о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 году нов-город-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
Однако автор «Слова» превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба; не случайно он призывает прийти на Игорю не только тех князей, которые были в этом непосредственно заинтересованы, так как их уделы могли стать объектом половецкого набега, но и вла-димиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо. Автор «Слова» настойчиво подчеркивает основную идею: необходимость единства князей в борьбе со степняками, необходимость прекращения усобиц — войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев.
Автор «Слова» не возражает против феодальных взаимоотношений своего времени, утверждавших удельную систему (со всеми пагубными последствиями раздробленности Руси) , он возражает лишь против междоусобиц, посягательств на чужие земли («се мое, а то мое же») , убеждает князей в необходимости жить в мире и безусловно подчиняться старшему по положению — великому князю киевскому.
Поэтому так прославляются в «Слове» победы Святослава Киевского. Именно он обращается с укором к Игорю и Всеволоду, отправившимся «себе славы искати» , именно он с горечью порицает «княжеское непособие» .
Автор «Слова» стремится подчеркнуть главенствующее положение Святослава даже тем, что, вопреки действительным родственным связям, киевский князь в «Слове» именует своих двоюродных братьев — Игоря и Всеволода — «сыновцами» (племянниками) , а его самого автор называет их «отцом ».
Этой же идее — необходимости единства князей — подчинены и исторические экскурсы «Слова» : автор осуждает Олега Гориславича (изменяя на этот укоряющий эпитет действительное отчество князя — Святославич!) , «ковавшего крамолы» .
Он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича — времени единения Руси, тогда, как сейчас, порознь развеваются «стязи Рюриковы, а друзии Давыдови» .
«Слово о полку Игореве» — это не воинская повесть в собственном смысле этого слова. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 года, он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории.
Подробно рассказано, зачем делать скворечники. Сама не знала, что это так важно. Вообще нелегко скворцам приходится: дальние перелеты, борьба за территорию, выведение потомства.
Удивительно, но если приручить скворца, то можно кормить его из руки.
Вот так вот